Президент России знает, что более 10 тысяч сайтов в интернете открыто рекламируют наркотики
© kremlin.ru
Дмитрий Медведев провел в Иркутске 18 апреля заседание президиума Госсовета, посвящённое борьбе с распространением наркотиков среди молодёжи. Тайга.инфо перепечатывает вступительное слово президента, стенограмму которого подготовила пресс-служба Кремля.
Дмитрий Медведев провел в Иркутске 18 апреля заседание президиума Государственного совета, посвящённое борьбе с распространением наркотиков среди молодёжи. До этого президент пообщался с сотрудниками иркутского Центра профилактики и реабилитации наркозависимых и представителями общественной организации «Матери против наркотиков». Тайга.инфо перепечатывает вступительное слово Медведева в начале заседания (стенограмма подготовлена пресс-службой Кремля).Добрый день! Наша встреча посвящена теме, которая, безусловно, представляет угрозу для национальной безопасности нашей страны. Речь идет о борьбе с наркотиками. И сегодня мы с вами будем обсуждать тему противодействия потреблению наркотиков в молодежной среде.
Несмотря на то, что этой теме уделяется повышенное внимание – действует Государственный антинаркотический комитет, год назад была принята стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года, – перемен к лучшему пока очень и очень мало.
Наркомания – угроза глобального характера, она, к сожалению, распространилась по всей территории нашей страны, распространилась, конечно, не сегодня и не за последние несколько лет. Тем не менее надо признаться, что у нас есть более благополучные регионы и менее благополучные регионы.
Мы встретились с вами в Иркутске, потому что ситуация в Иркутской области усредненная, мягко говоря, далеко не лучшая: есть места, где очень возрос уровень потребления наркотических средств. Но она, может быть, и не самая тяжелая, поэтому это такой среднестатистический регион, в полной мере, к сожалению, обладающий всеми негативными характеристиками, связанными с употреблением наркотиков молодежью.
По данным Организации Объединенных Наций, более 100 миллионов человек в мире регулярно употребляются наркотики. Большинство государств, которые принято называть цивилизованными, постоянно борются с этим смертоносным злом. И мы должны это делать.
У нас не менее 2,5 млн человек употребляют наркотики. Страшная цифра, конечно
По экспертным оценкам, у нас не менее двух с половиной миллионов человек употребляют наркотики. Это страшная цифра, конечно. Причем, 70 процентов – молодежь до 30 лет, это еще более тяжелая цифра. И что особенно тяжело, буквально в последние пять лет нижняя планка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, опустилась до просто катастрофического уровня – 11–12 лет. Это совсем дети, учащиеся 5–6 классов.У нас на 1 января число зарегистрированных потребителей наркотиков составляло 650 тысяч, но по оценке экспертов их реальное количество такое, как я назвал, и это проблема, которой должны будут заниматься не только в настоящее время. Очевидно, что борьба с этой проблемой рассчитана на достаточно длительную перспективу.
Понятно, что наркотики в целом влияют и на демографическую ситуацию в стране, и разрушают генофонд нации, здоровье людей. Ежегодно по подсчетам, которые ведутся правоохранительными органами, более 200 тысяч преступлений связаны с незаконным оборотом наркотических средств. При этом те, кто потребляет наркотики, конечно, не участвует ни в какой трудовой деятельности, ни в каком созидательном труде.
А результат заключается в том, что экономические потери от потребления наркотиков составляют, по оценкам аналитиков, не менее двух процентов валового внутреннего продукта. Это только экономические проблемы, я не говорю о колоссальной трагедии, о том вреде, который наносят наркотики потребляющим их людям, их семьям, близким, да и вообще всему обществу.
Я сейчас назову некоторые направления, которые требуют дополнительных мер воздействия. Главной целью этой работы является понижение спроса, причем значительное понижение спроса на наркотики в молодежной среде.
Первое. Нам нужно в сжатые сроки сформировать государственную систему мониторинга ситуации с наркотиками. Разработать и утвердить методику проведения этого мониторинга. Как минимум это даст возможность получить достоверные данные о распространении наркомании среди подрастающего поколения, и, соответственно, скорректировать работу.
Экономические потери России от потребления наркотиков составляют не менее 2% ВВП
Я сегодня, когда встречался в реабилитационном центре с матерями, которые занимаются этой проблемой, часть из них, естественно, натерпелась в какой-то период, когда их дети потребляли наркотики, я говорил о том, что мы зачастую стесняемся говорить об этой теме вслух. Это тема относится к числу неприятных, она не помогает людям отдохнуть в домашней обстановке, но говорить об этом нужно обязательно. И поэтому государственная система мониторинга в этом смысле является основой для борьбы с наркотиками и профилактики.Второе как раз касается профилактики наркомании. Здесь важно все – и, естественно, активная антинаркотическая пропаганда, о чем я только что говорил, и постоянная работа с группами риска, поддержка волонтерских движений. Это, на мой взгляд, исключительно важно, потому что во всем мире с наркотиками, с потреблением наркотиков борются не только государственные структуры, их эффективность далеко не везде очевидна, но и добровольческие объединения. Именно там как раз и проходит, может быть, самая сложная работа. Такая деятельность ведется в разных регионах. Надеюсь, что здесь присутствующие губернаторы что-то скажут на эту тему, о том, как у них обстоят дела.
Я посмотрел, как это организовано в Иркутской области. В целом мне понравилось, считаю, что вполне адекватные люди этим занимаются, и условия современные. Понятно, это не решает всех проблем, тем не менее все-таки это уже достаточно продвинутый, на мой взгляд, уровень работы.
Эффективность профилактики остается крайне низкой.
Еще одна тема, о которой я сегодня разговаривал в Центре по реабилитации, – это популяризация потребления наркотиков. Это просто преступление – и уголовное преступление, и, если хотите, нравственное преступление. В отдельных информационных средах эта популяризация, ее уровень, точнее сказать, просто зашкаливает. Например, если взять Интернет, то количество сайтов, которые открыто рекламируют наркотики (по тем подсчетам, которые есть), превышает 10 тысяч. Конечно, это вносит свою деструктивную роль.
Популяризация потребления наркотиков — это и уголовное преступление, и, если хотите, нравственное преступление
Хотел бы, чтобы руководители субъектов Федерации взяли вопросы профилактики под свой личный контроль, как и вопросы создания и реализации программ по формированию здорового образа жизни молодежи. Нужно, наконец, создать нормальные условия для деятельности общественных организаций, которые занимаются формированием здорового образа жизни. Уж чего-чего, а этим организациям можно и нужно помочь, тем более у них никогда нет запредельных требований. Им не нужны какие-то особняки в роскошных местах, все, что они делают, носит вполне разумный характер по объектам имущества, которые необходимы для того, чтобы создавать реабилитационные центры, другие объекты. Поэтому это задача губернаторов – возьмите это на контроль.И конечно, очень важно усилить работу в школах, в учреждениях начального и среднего специального профессионального образования, в университетах. Может быть, есть резон подумать и о включении отдельных курсов в программы обучения, особенно в неблагополучных местах и в тех, допустим, учебных заведениях, где отмечались всплески потребления наркотиков, потому что ситуация очень разная. Где-то это более или менее, что называется, а где-то просто катастрофа.
Я не буду называть учебные заведения, чтобы никого не обижать, но все знают приблизительно, где и что, даже по Москве приходят, мне говорят: «Знаете, в таком-то университете – просто беда». И распространяется это все очень сильно, и плюс привозят из Центральной Азии, студенты привозят, продают. То есть такая информация есть, есть и в антинаркотическом ведомстве, да и у самих руководителей учебных заведений. Это уже ваша ответственность.
Третья задача – это раннее выявление потребителей наркотиков. Практика тестирования учащихся школ в регионах уже апробирована. Это непростая тема, далеко не все родители положительно восприняли такое тестирование их детей. Конечно, большинство возражений связано с этическими требованиями, с необходимостью соблюдать право на частную жизнь. Но, как мне представляется, помимо, может быть, этих высоких соображений, которые, конечно, нужно принимать во внимание, есть и другие моменты.
Решение по выявлению потребителей наркотиков в школах должно быть принято на уровне федерального законодательства
Некоторые родители, надо признаться честно, просто боятся об этом говорить, они не допускают даже мысли о том, что эта беда может коснуться их чада, закрывают его от контроля, а результат заключается в том, что в какой-то момент эти дети становятся уже объектом работы соответствующих центров по реабилитации. Поэтому, конечно, это этическая и юридическая проблема. Между тем родители, которые знают что почем, те, кто пережил трагедию деградации, а иногда даже гибели их детей, понимают значение ранних тестов.В любом случае по этой проблеме пора принимать решение. И решение это не может быть калужским, рязанским, не может быть иркутским, оно должно быть принято на уровне федерального законодательства, иначе мы поставим все школы в неравное положение, и это как раз будет худшим вариантом развития событий. Если делать это, то нужно сделать соответствующий федеральный закон. Я считаю, что, к сожалению, ситуация такова, что нам, вероятно, придется пойти по этому пути. Но давайте сегодня обсудим еще раз эту тему.
Четвертое направление работы – это лечение, реабилитация и последующая социализация потребителей наркотиков. Спрос на такие услуги уже сейчас значительно превышает возможности государственных структур. Более того, количество наркологических медицинских учреждений в последние годы сократилось, их финансовое положение и техническое состояние далеко не лучшее.
Пациенты, которые находятся в стационаре, обычно проводят там не более двух недель. В результате показатель длительной ремиссии не превышает (по тем данным, которые у меня, во всяком случае) двух процентов от всех, которые прошли курс лечения.
В России 160 государственных медицинских наркологических учреждений, но в реабилитации участвуют около 400 негосударственных структур, часть из них при церковных приходах.
Нужно создать современную систему медико-социальной реабилитации наркозависимых
Что нам нужно, так это создать полноценную и современную систему медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц. При этом, конечно, особое внимание должно быть обращено на несовершеннолетних. И нужно разработать национальные стандарты предоставления таких услуг, чтобы не возникали проблемы, которые периодически возникают по их работе.Поэтому мы сегодня должны определиться с приоритетами. Один из таких приоритетов очевиден – это внедрение инновационных методик медико-социальной реабилитации. Кроме того, рабочая группа предлагает разработать систему мер по формированию у наркопотребителей соответствующей мотивации для освобождения от наркотической зависимости.
Наверное, для начала разговора достаточно. Я не буду вам говорить банальностей, вы все понимаете, тем более, что речь идет просто о нашем будущем, о будущем наших детей и о будущем нашей страны. И уж что мы должны сделать, так это постараться взять ситуацию хотя бы под основной контроль.
Пожалуйста, начнём работать.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522