За сто сорок шесть дней до выборов
11 Июл 2011, 03:37
И тогда станет не до шуток: кого-то из малых партий могут вообще убрать с выборов, а кого-то — заставить вступить в «Народный фронт».
Сегодня кажется, что выборы в Госдуму-2011 пройдут «как всегда». Вернутся люди из отпусков, расплавленные мозги вернут себе рабочее желеобразное состояние, и тут-то на них через все коммуникационные отверстия хлынет поток оболванивающей пропаганды. Партия власти опять победит, президентом станет Путин. Но получится не как всегда.
Сегодня кажется, что выборы в Госдуму-2011 пройдут «как всегда».
Вернутся люди из отпусков, расплавленные мозги вернут себе рабочее желеобразное состояние, и тут-то на них через все коммуникационные отверстия хлынет поток оболванивающей пропаганды. Партия власти опять победит, президентом станет Путин (о чём даже «Викиликс» пишет).
Но получится не как всегда. Разница с 2007 годом уже разительная. Тогда был «План Путина — победа России». А сейчас — «Народный фронт». Что это означает? Что сам Путин уже не справляется.
Власть, гордо и одиноко сидевшая на вершине Олимпа, вдруг распахнула объятия, готовая обласкать всех-всех-всех. Всех, кто готов поддержать её на выборах. «Единая Россия» оказалась неспособна держать «вертикаль власти» своим авторитетом. Но ведь рейтинг «Единой России» — тень рейтинга Путина. Если уменьшилась тень — что-то неладно с оригиналом.
Впервые за 10 лет и «Единая Россия», и Владимир Путин вступают в избирательную кампанию на нисходящем тренде. Катастрофы в этом вроде бы нет: Ельцин на таком тренде восемь лет продержался.
А может и есть — рассмотрим всё по порядку.
Что с рейтингом Путина?
Он падает.
Цикл народной любви прост: сначала любим, потом терпим, потом не любим, затем — гоним. Так как политическая жизнь у нас атрофировалась, и никаких альтернатив Путину (Медведеву) не просматривалось, то переход от «любим» к «терпим» оказался незамеченным.
Цикл народной любви прост: сначала любим, потом терпим, потом не любим, затем — гоним. Так как политическая жизнь у нас атрофировалась, и никаких альтернатив Путину (Медведеву) не просматривалось, то переход от «любим» к «терпим» оказался незамеченным.
Рейтинг измеряется с помощью вопроса «Кому из политиков доверяете?». А кому ещё доверять, если никого больше нет? А вот падать рейтинг стал, когда от «терпим» стали переходить к «не любим».
Есть ещё одна особенность русской народной любви. Один раз разлюбив — уже никогда больше не полюбит. Вот в Новосибирске, например, у партии «Яблоко» — гигантский антирейтинг. Почему? Да потому что любили здесь когда-то «Яблоко». А оно — не оправдало надежд.
И Путин — не оправдал. Он обещал диктатуру закона, а сделал — диктатуру законников. Обещал равноудаленье олигархов, но почему только одного в тюрьму, а остальных — в Лондон? Коррупция, терроризм, растущие тарифы — проблемы со всех сторон и никаких перспектив их разрешения.
В правлении Путина, конечно, были и свои достижения. Страна не развалилась, уровень жизни до 2008 года рос, бандитский беспредел закончился (вошёл в какие-то рамки). Но всё это сегодня воспринимается как само собой разумеющееся. И — недостаточное.
Путин ассоциируется с тем, что «завтра будет так же, как сегодня». А «сегодня» — мало кого устраивает.
Путин ассоциируется с тем, что «завтра будет так же, как сегодня». А «сегодня» — мало кого устраивает.Медведев пытается стать символом перемен. Но по мере отсутствия перемен — тускнеет и символ.
Слишком много сказано, слишком мало сделано.
Куда приведёт «Народный фронт»
Идея «Народного фронта» замечательна по своей сути. Мол, давайте сделаем так, чтобы вместе принимать решения — всем честным народом. А потом контролировать. А чтобы эта замечательная идея сбылась, надо немного — вступить и привести своих сторонников под знамена «Единой России».
Напрашивается даже аналогия с Земским собором, который вывел Россию из Смуты. Только есть одно «но». Собор оказался успешен, когда его созвали вожди народного ополчения. А не кремлёвская челядь, бегавшая от Шуйского к Тушинскому вору и обратно.
Очевидно, что «Народному фронту» не удастся убедить многих гражданских активистов в том, что он «всерьёз». Ведь у нас уже есть общественные институты, созданные для того, чтобы «принимать решения всем честным народом». Государственная Дума, например (которая — не место для дискуссий), или «Общественная Палата».
С чего это та самая власть, которая 10 лет занималась профанацией народного волеизъявления, вдруг начнёт поступать по-другому? Чтобы в «Народный фронт» поверили, его нужно было создать года за два до выборов — чтоб он уже мог доказать свою состоятельность.
Но наверно, и сами авторы идеи полагают, что фронт провалится с высокой степенью вероятности. Потому «Народный фронт» «запустили» за полгода до выборов — чтоб не успел ещё себя дискредитировать.
Боюсь, авторы недооценили риски этой идеи. Весьма опрометчиво «общественникам-фронтовикам» были обещаны места в Государственной Думе. Ведь места в списке «Единой России» уже заняты ныне действующими депутатами. Плюс к тому есть некоторое количество очень уважаемых и богатых людей, которые тоже хотят стать депутатами. И что, их вот так просто подвинут, чтобы пустить каких-то горлопанов с улицы?
В течение лета и начала осени мы будем наблюдать развесёлую борьбу, в ходе которой те или иные «фронтовики» начнут вылетать из списка. С проходных мест, во всяком случае. А «как бы от Народного фронта» в список попадут уважаемые партийцы. Или просто — уважаемые люди.
«Общественники», бежавшие в «Народный фронт» со словами «Ну наконец-то Путин на нашей стороне!», начнут выбегать оттуда с криками «А фронт-то ненастоящий!».
По мере этого мы увидим, как те самые «общественники», которые бежали в «Народный фронт» со словами «Ну наконец-то Путин на нашей стороне!», начнут выбегать оттуда с криками «А фронт-то ненастоящий!».Эти проблемы попытаются закрыть принудительным призывом многочисленных профессиональных и творческих объединений, что ещё больше добавит привкуса мертвечины в дело «Народного фронта». Как бы к зиме ему не скатиться до уровня анекдота.
Малые партии
Избиратель делится на две части. Одна — за власть, другая — против.
Пока тех, кто «за власть», было больше, малые партии власти были не нужны. Путаются под ногами, нарушают целостность блестящей вертикали. Постепенно их подвергали юридическому геноциду, пока не осталось всего три непарламентских партии — «Патриоты России», «Яблоко» и «Правое дело».
Но теперь, когда тех, кто «против власти», становится больше — надо что-то делать, чтобы их голоса оказались «пропавшими» или «раздробленными». И вот тут-то малые партии опять нужны. Опять их можно пускать на телевизор, разрешать бизнесменам их финансировать. И даже подыскивать им спонсоров и руководителей (в случае «Правого дела» — в одном лице).
Есть, правда, одна сложность — надо, чтобы эти партии собирали оппозиционные голоса, а не отбирали у «Единой России». Опыты со «Справедливой Россией», в том числе в Новосибирске, оказались не слишком удачными. Она отбирала не столько у коммунистов, сколько у «Единой России».
И вот в ходе избирательной кампании кремлёвские полит-алхимики будут всё смешивать и смешивать коктейль: немного «Яблока», чуток «Правого дела», капельку «Патриотов». Ты ругай коммунистов, ты — бюрократов, а ты выступай за экологию.
Можно ожидать падения рейтинга «Единой России» прямо в ходе избирательной кампании
Не исключено, что всё окажется напрасным. Судя по тому, как проходят выборы в разных регионах, можно ожидать падения рейтинга «Единой России» прямо в ходе избирательной кампании.И тогда станет не до шуток: кого-то из малых партий могут вообще убрать с выборов, а кого-то — заставить вступить в «Народный фронт».
«Справедливая Россия»
С эсерами уже стало «не до шуток» — вполне вероятно, что их принудят либо к молчанию в ходе выборов, либо — к поддержке «Единой России» в виде «Народного фронта».
По мере того, как обстановка начнёт разогреваться, усилится борьба двух противоположных сил. С одной стороны — административный ресурс вертикали власти будет принуждать все субъекты политической жизни к поддержке «Единой России» и «Народного фронта». С другой стороны — будет расти желание этих субъектов «соскочить» и «отмежеваться».
«Справедливую Россию», наверно, под воздействием этих сил просто разорвёт на части.
КПРФ
Практически до декабря коммунисты будут «сидеть в засаде», предоставив событиям развиваться своим чередом
Коммунисты хорошо понимают, что слом вертикали власти может обрушить власть на них. С другой стороны, у Кремля ещё достаточно рычагов воздействия на любую партию. Потому практически до декабря коммунисты будут «сидеть в засаде», предоставив событиям развиваться своим чередом.Они совершат все необходимые ритуалы, обозначающие их, как основную оппозиционную партию, но вряд ли развернут широкую пропаганду.
ЛДПР
Очень интересно, как поведёт себя Владимир Вольфович. Будет ли «отрабатывать заказ» на выборах или же сделает ставку на кардинальные перемены?
Или ухитрится сделать одновременно и то, и это?
Он — сможет.
Народ
Как показал опыт выборов в новосибирское заксобрание, народ первую часть выборов «спит», а ближе к выборам — начинает обсуждать происходящее. В результате этих обсуждений рейтинг «Единой России» валится вниз. Процесс идёт «сам собой», спонтанно.
Вполне вероятно, что на выборах в Госдуму этот эффект повторится. Причём будет более мощным — ведь, чем выше уровень выборов, тем горячее споры.
В общем, впереди нас ждут увлекательные полгода.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522