Persona grata Новосибирской оперы
28 Окт 2011, 00:05
Время шло, каждый был занят своим делом. Теодор воспевал девственность восприятия пермяков, пестрел на страницах глянца, провоцировал у впечатлительных уральских барышень курентзисоманию, а дирекция Новосибирской оперы искала нового героя. Прошел почти год, и его имя прозвучало, пусть пока и вне официального контекста: 18 октября симфоническим концертом на сцене НГАТОиБ дирижировал молодой латышский маэстро Айнарс Рубикис.
О том, насколько успешным было выступление («Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, Симфония № 104 Гайдна, Симфония № 4 Малера), можно дискутировать. У меня возникло ощущение, что оркестр стремился качественно воспроизвести неродной симфонический текст, не ставя перед собой больших музыкальных задач. Столичные критики дипломатично назвали это исполнение «по-европейски сдержанной интерпретацией». Как бы там ни было, составить представление о возможностях Рубикиса компетентным слушателям было трудно: коллектив явно не показал всех своих возможностей и наверняка не реализовал на 100% того, что хотел дирижёр.
Но на данном этапе отношений театра и Айнарса Рубикиса строгого творческого спроса с последнего, пожалуй, и не должно быть. Сейчас важно публику в её массе впечатлить, завоевать и расположить, и это получилось вполне. Слушателей привлекли иностранное имя, молодое симпатичное лицо, эффектное изображение латышского маэстро на фасадном баннере. Похоже, многие из них попали на симфонический концерт впервые: тому подтверждение и аплодисменты между частями и уровень реплик в интернете, восторг в которых явно преобладал над компетентностью. Эффект произведен, Рубикисом впечатлились, его запомнили. Теперь можно предпринимать что-то дальше.
Ну а что может быть дальше? Его или объявят главным дирижёром НГАТОиБ, или нет. С одной стороны, напрашивается сравнение с неистовым Теодором, с другой — тянет порассуждать, как всегда бывает, когда наступают в жизни новые отношения: что же всё-таки в прошлый раз было не так?
Путь Курентзиса к признанию и известности длился последние лет 10, восемь из которых он был главным в Новосибирской опере. Насколько бы он ни был теперь востребован и впечатляюще раскручен, Рубикису есть, что ему противопоставить и нынешнему, не говоря о Теодоре восемь лет назад.
У Рубикиса карьера на Западе уже есть. Активная её фаза длится год-полтора, и темпы впечатляют. Блестящим стартом стала победа на Международном конкурсе дирижёров имени Малера в 2010 году. Одно из самых престижных в мире состязаний насчитывает совсем не долгую историю: нынешний конкурс стал третьим, а его победителем до Рубикиса становился лишь Густаво Дудамель — нынешний руководитель Лос-Анджелесского симфонического оркестра, один из самых молодых и одновременно самых известных дирижёров нашего времени.
После этой победы Рубикис выступал на фестивале в Зальцбурге, где был признан лучшим молодым дирижёром 2011 года. Затем — дебют в Великобритании, многочисленные выступления с европейскими коллективами, дружба с вошедшим в историю музыки XX века скрипачом Гидоном Кремером. Во второй половине ноября Рубикис дирижирует оркестром Кремера Kremerata Baltica на одной из главных сцен планеты — в Золотом зале Музикферрайн в Вене.
Иными словами, его возможное сотрудничество с Новосибирской оперой — не только шанс Рубикиса развить карьеру в России, но и удача театра получить в штат дирижера с серьезными профессиональными заявками и начинающейся международной известностью.
Нет, конечно, он выступал и в амплуа оперного дирижёра, но проблема в том, что постановки, которыми руководил Курентзис, не оставались в репертуаре. Они, безусловно, продвигали бренд театра, усиливали ореол вокруг имени Теодора, но вскоре после премьер сходили со сцены и исчезали без следа, принципиально ничего не меняя в повседневной театральной жизни. Основу репертуара НГАТОиБ и по сей день составляют спектакли, созданные до Курентзиса. Теодор уехал, поделив «совместно нажитое» как-то не очень честно: все достигнутое за эти восемь лет, он увез с собой и в себе, мало что оставив театру.
Сейчас нам как будто обещан новый молодой талантливый герой. Что будет, если он станет главным дирижёром Новосибирской оперы? Прогнозы — дело неблагодарное, но кажется, что путей взаимодействия, по большому счёту, два. Или так же продвигать личную карьеру за счет театра, или выстраивать и реализовывать стратегию его развития, расширяя репертуар.
У скептиков, которые всегда найдутся, конечно, могут возникнуть сомнения в успехе. Айнарс Рубикис работал в опере, он и сейчас является ассистентом дирижёра Латвийской национальной оперы, однако опыта руководства театром у него пока нет. Может смутить и то, что оперный репертуар, которым владеет молодой маэстро, пока не так обширен и пересекается с репертуаром НГАТОиБ в незначительной степени.
Такие «но» найдутся всегда, дело не в их количестве, а в желании и возможности их преодолевать. И мне хочется надеяться, что история отношений Новосибирской оперы и Айнарса Рубикиса, если они состоятся, сложится более счастливо и гармонично, чем с предыдущим маэстро, и их итогом станет взаимное развитие.
Наш главный культурный инфоповод федерального масштаба, Теодор Курентзис, как ни отрицал слухи о переезде в Пермь, в начале года уехал из Новосибирска, прихватив с собой лучших музыкантов оркестра Musica Aeterna и оставив третий оперный театр страны без главного дирижёра. Прошёл почти год, и театр нашёл нового героя. У него, кажется, два пути: так же продвигать личную карьеру за счет театра или реализовывать стратегию его развития, расширяя репертуар.
Наш главный культурный инфоповод федерального масштаба, Теодор Курентзис, как ни отрицал слухи о переезде в Пермь, все же в начале года уехал из Новосибирска, прихватив с собой лучших музыкантов оркестра Musica Aeterna и оставив третий оперный театр страны без главного дирижёра.Время шло, каждый был занят своим делом. Теодор воспевал девственность восприятия пермяков, пестрел на страницах глянца, провоцировал у впечатлительных уральских барышень курентзисоманию, а дирекция Новосибирской оперы искала нового героя. Прошел почти год, и его имя прозвучало, пусть пока и вне официального контекста: 18 октября симфоническим концертом на сцене НГАТОиБ дирижировал молодой латышский маэстро Айнарс Рубикис.
О том, насколько успешным было выступление («Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, Симфония № 104 Гайдна, Симфония № 4 Малера), можно дискутировать. У меня возникло ощущение, что оркестр стремился качественно воспроизвести неродной симфонический текст, не ставя перед собой больших музыкальных задач. Столичные критики дипломатично назвали это исполнение «по-европейски сдержанной интерпретацией». Как бы там ни было, составить представление о возможностях Рубикиса компетентным слушателям было трудно: коллектив явно не показал всех своих возможностей и наверняка не реализовал на 100% того, что хотел дирижёр.
Но на данном этапе отношений театра и Айнарса Рубикиса строгого творческого спроса с последнего, пожалуй, и не должно быть. Сейчас важно публику в её массе впечатлить, завоевать и расположить, и это получилось вполне. Слушателей привлекли иностранное имя, молодое симпатичное лицо, эффектное изображение латышского маэстро на фасадном баннере. Похоже, многие из них попали на симфонический концерт впервые: тому подтверждение и аплодисменты между частями и уровень реплик в интернете, восторг в которых явно преобладал над компетентностью. Эффект произведен, Рубикисом впечатлились, его запомнили. Теперь можно предпринимать что-то дальше.
Ну а что может быть дальше? Его или объявят главным дирижёром НГАТОиБ, или нет. С одной стороны, напрашивается сравнение с неистовым Теодором, с другой — тянет порассуждать, как всегда бывает, когда наступают в жизни новые отношения: что же всё-таки в прошлый раз было не так?
Путь Курентзиса к признанию и известности длился последние лет 10, восемь из которых он был главным в Новосибирской опере. Насколько бы он ни был теперь востребован и впечатляюще раскручен, Рубикису есть, что ему противопоставить и нынешнему, не говоря о Теодоре восемь лет назад.
Сейчас важно публику
впечатлить, завоевать и расположить, и это
получилось вполне
У Рубикиса карьера на Западе уже есть. Активная её фаза длится год-полтора, и темпы впечатляют. Блестящим стартом стала победа на Международном конкурсе дирижёров имени Малера в 2010 году. Одно из самых престижных в мире состязаний насчитывает совсем не долгую историю: нынешний конкурс стал третьим, а его победителем до Рубикиса становился лишь Густаво Дудамель — нынешний руководитель Лос-Анджелесского симфонического оркестра, один из самых молодых и одновременно самых известных дирижёров нашего времени.
После этой победы Рубикис выступал на фестивале в Зальцбурге, где был признан лучшим молодым дирижёром 2011 года. Затем — дебют в Великобритании, многочисленные выступления с европейскими коллективами, дружба с вошедшим в историю музыки XX века скрипачом Гидоном Кремером. Во второй половине ноября Рубикис дирижирует оркестром Кремера Kremerata Baltica на одной из главных сцен планеты — в Золотом зале Музикферрайн в Вене.
Иными словами, его возможное сотрудничество с Новосибирской оперой — не только шанс Рубикиса развить карьеру в России, но и удача театра получить в штат дирижера с серьезными профессиональными заявками и начинающейся международной известностью.
Деятельность Теодора Курентзиса в Новосибирске сводилась
не к развитию театра, а к продвижению своего имени
Нет, конечно, он выступал и в амплуа оперного дирижёра, но проблема в том, что постановки, которыми руководил Курентзис, не оставались в репертуаре. Они, безусловно, продвигали бренд театра, усиливали ореол вокруг имени Теодора, но вскоре после премьер сходили со сцены и исчезали без следа, принципиально ничего не меняя в повседневной театральной жизни. Основу репертуара НГАТОиБ и по сей день составляют спектакли, созданные до Курентзиса. Теодор уехал, поделив «совместно нажитое» как-то не очень честно: все достигнутое за эти восемь лет, он увез с собой и в себе, мало что оставив театру.
Сейчас нам как будто обещан новый молодой талантливый герой. Что будет, если он станет главным дирижёром Новосибирской оперы? Прогнозы — дело неблагодарное, но кажется, что путей взаимодействия, по большому счёту, два. Или так же продвигать личную карьеру за счет театра, или выстраивать и реализовывать стратегию его развития, расширяя репертуар.
У скептиков, которые всегда найдутся, конечно, могут возникнуть сомнения в успехе. Айнарс Рубикис работал в опере, он и сейчас является ассистентом дирижёра Латвийской национальной оперы, однако опыта руководства театром у него пока нет. Может смутить и то, что оперный репертуар, которым владеет молодой маэстро, пока не так обширен и пересекается с репертуаром НГАТОиБ в незначительной степени.
Такие «но» найдутся всегда, дело не в их количестве, а в желании и возможности их преодолевать. И мне хочется надеяться, что история отношений Новосибирской оперы и Айнарса Рубикиса, если они состоятся, сложится более счастливо и гармонично, чем с предыдущим маэстро, и их итогом станет взаимное развитие.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522