Как закалялась вертикаль: Все двенадцать лет «Единой России» в Новосибирске
© zsnso.ru. Алексей Беспаликов, Александр Карелин и Александр Целько
12 лет назад в Новосибирске было создано региональное отделение движения «Единство», позже ставшего «Единой Россией». За это время оно прошло путь от своего рода «региональной оппозиции» до доминирующей политической силы. И вот опять теряет позиции и «сдаёт города».
12 лет назад в Новосибирске было создано региональное отделение движения «Единство», позже ставшего «Единой Россией». За это время оно прошло путь от своего рода «региональной оппозиции» до доминирующей политической силы. И вот опять теряет позиции и «сдаёт города».На 1999 год пришёлся серьёзный политический кризис, и кресло под Ельциным зашаталось не на шутку. Зашаталось настолько сильно, что стало понятно — вопрос идёт лишь о степени «мягкости посадки».
Региональные «бароны» во главе с Лужковым, Шаймиевым и ныне совсем забытым Яковлевым (он тогда возглавлял Санкт-Петербург) составили жёсткую фронду Кремлю, проводили митинги и создавали партии («Отечество» и «Вся Россия», слившиеся потом в блок «Отечество-Вся Россия»).
Борис Березовский методом челночной дипломатии сколачивал срочно новую «партию власти» «под Путина» взамен совсем поизносившегося «Наш дом — Россия» с Черномырдиным. И партия-таки была создана — «МЕДВЕД» (Межрегиональное Движение Единство). Во главе списка встал Сергей Шойгу, а вторым номером стал находившийся в зените славы олимпийский чемпион Александр Карелин.
Естественно, новосибирское отделение «Единства», а потом и «Единой России», было «командой Карелина». Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский вступать в партию не спешил (его «политический зам» Алексей Беспаликов озвучил позицию о том, что губернатор должен быть «над партиями»), чиновники крупного уровня тоже. К тому времени это была уже третья «партия власти» после «Выбора России» и «Наш Дом — Россия», и никто не думал, что она протянет более одного избирательного цикла.
Никто не думал, что «Единая Россия» протянет больше одного избирательного цикла
В начале нулевых за «Единство» и «Единую Россию» в Новосибирске голосовали не слишком охотно. Например, только четверть депутатов горсовета Новосибирска, избранных в 2005 году, была выдвинута «Единой Россией». В 2003 году «медведи» проиграли все одномандатные округа в Новосибирской области на выборах в Госдуму. Но федеральный центр начал целенаправленную политику укрепления «партийной вертикали».В Новосибирске радикальные перемены в положении «Единой России» произошли в конце 2005 — начале 2006 года. На федеральном уровне были приняты законы, по которым половина мест в областных парламентах стала распределяться по партспискам. Губернаторов начали спрашивать за результат «партии власти».
И вот Виктор Толоконский оказался в 2005 году на выборах областного совета в сложной ситуации. «Команда Карелина» сформировала партийный список, не слишком считаясь с мнением губернатора, а по городу поползли слухи, что в случае победы «Единой России» губернатором может стать Карелин.
От Толоконского стали «отпадать» «старые соратники». Нечто подобное с ним случилось и в 2010, после ухода на полпредство. Но в 2006 году «команда Толоконского» справилась с кризисом. Попросту взяли и съели региональное отделение «Единой России» изнутри. Виктор Толоконский вступил в партию, которая, при его формальной агитации за неё, получила вполне такой средний результат в 33%.
После чего Москва сменила руководителя отделения — на Алексея Беспаликова, и его же рекомендовала на роль спикера облсовета. Надо сказать, что остальные партии, прошедшие в облсовет, находились под сильным влиянием обладминистрации (либо в тактическом союзе с ней).
Александр Карелин после такого кульбита «умыл руки» и надолго исчез с новосибирской политической сцены. А внутри «Единой России» начался «парад лояльности» к Толоконскому. Типа, мы были не против вас, это нас подставили.
Виктор Толоконский, попав в «Единую Россию», взялся за партстроительство всерьёз. Он озаботился тем, чтобы «загнать» в «ЕР» побольше депутатов-одномандатников и вообще «лидеров общественного мнения». Начал раскручиваться маховик «вступил в партию сам — заставь товарища». Ну, а тем более — подчинённого.
В 2006 году «команда Толоконского» справилась с кризисом, съев «ЕР» изнутри
Этот процесс сопровождался федеральным — «Единая Россия» и вновь создаваемая «Справедливая» «дружественно» поглощали партию за партией. Так, «Единая Россия» съела Аграрную партию (таким образом в «ЕР» оказался нынешний секретарь регионального отделения Александр Морозов), а «Справедливая» — партию «Родина».«ЕР», как политическая «чёрная дыра», втягивала и поглощала в себя всё больше и больше политиков, партий и организаций. И, что характерно, совершенно в соответствии с законами физики всё попавшее в «чёрную дыру» переставало издавать какие-либо сигналы.
Вот были у партии «Родина» лидеры Михаил Садовой и Леонид Бобров, вот вступили они в «Единую Россию», и не слышно их стало и не видно.
Притих Николай Мочалин. Ушла со сцены самая многочисленная фракция горсовета «Город», превратившись вдруг в истовых единороссов (правда, некоторые сначала прошли через «Справедливую Россию»).
Долго держался в беспартийных мэр города Владимир Городецкий, но и его «засосало».
Если сегодня взять какого-нибудь единоросса и хорошенько поскрести — окажется бывший «эсер», «жириновец» или даже коммунист (как, например, отбывающий ныне срок за взяточничество экс-депутат облсовета Сергей Ковалёв).
За пять лет «Единая Россия» «засосала» в себя практически всю «реальную политику» региона. Все чиновники, мэры, советы ею формально контролировались. В «живых» осталось только региональное отделение КПРФ. Даже отделения ЛДПР и «СР» считались «филиалами» администрации (одна области, другая — города).
«Размораживаться» ситуация начала в 2010 году. Сначала «отморозилась» ЛДПР, потом — «СР». Потом Виктор Толоконский не попал в первую тройку списка и сменил кресло губернатора на кресло полпреда, потом «Единая Россия» получила на выборах в заксобрание области «всего» 45% (сейчас это кажется очень много).
Слово «единоросс» стремительно становится ругательным не только в интернете, но и в «реале»
Весной 2011 года пошла серия поражений в городах области (Бердск, Обь, Куйбышев). А по улицам Новосибирска замаршировали рассерженные пенсионеры. Слово «единоросс» стремительно стало становиться ругательным не только в интернете, но и в «реале». Начался закат «ЕР».И вот в Москве уже обсуждают, на сколько партий может «расколоться» «Единая Россия» и на какие.
На мой взгляд, это довольно бессмысленная постановка вопроса. «Единая Россия» не является политической партией в общепринятом смысле слова. Это — конгломерат кланов, выстроенных в иерархию. А «партия» и формальные партийные процедуры — это ширма, скрывающая российский неофеодализм.
И политический водораздел сегодня проходит не между «левыми» и «правыми», «либералами» и «националистами», а между «неофеодализмом» и «свободными горожанами». На каждого человека давят с «феодальной» стороны — обязательства, начальство, партнёры, с «гражданской» — его убеждения и «общественное мнение». И каждый выбирает — то или другое. И вот мы видим, как некоторые представители истеблишмента вдруг надевают белые ленточки, а представители оппозиции — вдруг оказываются в «штабе Путина».
«Единая Россия» не может распасться «вертикально», так как в ней нет идеологических «спаек». Она может только «испаряться» — людьми персонально или сразу целыми кланами.
И в Новосибирске уже есть пример — Александр Абалаков, баллотировавшийся в 2010 году в заксобрание от «Единой России», в
В избушку вдруг вернулся
народ-медведь и зарычал страшным голосом
«Единая Россия» привнесла в политику очень вредную практику — игнорирование оппонентов. И в новосибирском городском, и в областном советах установилось правило — сначала единороссы всё решают на своей фракции, а потом тупо продавливают принятое решение большинством голосов.
Это, казалось бы, очень эффективно с точки зрения «дележа добычи». Но довольно скоро сами единороссы пали жертвой подобной практики — их заставили подчиняться решениям руководящих органов (а иначе — прочь долой из числа допущенных), и вот уже все депутаты заксобрания, независимо от партийной принадлежности, сидят и сетуют на то, что их мнение никому не нужно.
И казалось уже, что система застыла и зацементировалась если не на века, то на десятилетия. Но тут вдруг вернулся в избушку народ-медведь и зарычал страшным голосом: «Кто сидел на моём стуле и ел из моей миски?»
Алексей Мазур
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522