Дорогая редакция
16 Мар 2012, 10:55
Крыть в ответ было нечем. А объяснять, что о любви не говорят, о ней всё сказано (а литература, в отличие от всякой там сомнительной матримониальности — это любовь давняя, крепкая и проверенная временем), — неловко, сочтут ещё за сноба, уж лучше дождаться повода, вот тогда и поведать, что творится в кабинетах литературных журналов и в глубинах редакционных портфелей.
И повод грянул — на следующей неделе старейшему литературному журналу страны, «Сибирским огням», исполняется 90 лет.
За эти годы произошло много чего, со взлётами (сто двадцать тысяч тиража в пору публикаций новых произведений Шукшина!) и падениями, посадками и высылками отцов-основателей и даже беспилотажным пикированием журнала в девяностые годы.
Но чего грустить о прошлом, а равно и о настоящем, в котором «самая читающая страна мира» превратилась в обычную — занятую, суетливую и не расположенную скупать сотнями тысяч экземпляров полные собрания классиков, — не то время, чтобы украшать полки корешками нечитанных произведений.
Но есть ещё одна категория людей — те, кто если и читает, то только для того лишь, чтобы попытаться написать так же или ещё лучше. С ними-то мне и приходится иметь дело каждый день.
В первый день работы главред, помню, мне сказал загадочную фразу — мол, зарплаты у нас маленькие, зато есть некие дополнительные плюсы, которые я ещё оценю. Что ж, прелести не замедлили предъявиться. Первый же автор прислал такое письмо: «Здравствуйте. Мне 24 года, живу в Новосибирске, хотела бы послать для журнала свои тексты. Если по ним возникнут какие-то вопросы, можно встретиться в интимной обстановке и всё обсудить...».
Пришлось ответить, что, возможно, к текстам возникнет сто-о-лько вопросов, что с автором захочет встретиться весь мужской коллектив редакции... Но плюсы сразу прояснились, чего уж.
Переписка с авторами — это вообще отдельная песня. Тон получаемых нами писем — от заискивающих до негодующих: «Если у кавото из редакции поднимется руки спереть мой роман, тогда знайте, что я вас под землёй найду! Алексий».
Отвечать пришлось вежливо, но твёрдо: «Уважаемый Алексий. Ознакомившись с синопсисом вашего романа и встретив там следующих героев: „голая баба на метле“, Кот, Азарелло, Драматург, Иван Бездумный, Спаситель, Прокурор, — должен вам с прискорбием сообщить, что, кажется, мне уже однажды попадался один мерзавец, покусившийся на ваше бессмертное творение. К счастью, где его искать, вы уже знаете. Творческих и гробокопательных успехов».
Или, скажем, автор, сообщивший о себе, что он, цитирую, «служил в коноведческих частях Московской области, учился в Литературном институте, бронзовый лауреат премии „Бронзовая лира“, призёр конкурса „Здравствуй, песня“, член жюри премии „Золотой подсвечник“», — радостно докладывает, что закончил, наконец, работу над своим новым («шестым. И если считать цикл эссе и рассказов, объединённых одной мыслью, то — седьмым!») романом.
Но зря вы думаете, что такие казусы происходят только с начинающими авторами. Лауреат Нацбеста с громадным писательским опытом смело разбрасывает по своему новому роману «манки» для редактора — и позёмка у него несётся над верхушками сосен, и глаза глядят «умными зрачками»...
Впрочем, чего катить бочку на авторов — редакторы тоже не безгрешны и чудят по своему: то поставят рядом в один номер Волкова и Зайцева, устроив натуральное «Ну, погоди», то выдумают слово «хлебология» — вместо малоизвестного, а потому недоумённо исправленного медицинского термина.
А чопорные работники портала «Грамота.ру» — сотрудники Института русского языка, без которых трудно пришлось бы нынче любому редактору, — и вовсе шутят, в ответ на вопрос, какое слово не является однокоренным к слову «сказка», невозмутимо сообщая: «Например, турбогенератор».
А Word, верный помощник близорукого редактора, временами из помощника становится втыкателем палок в колёса литературы, толерантно отбрасывая, как несуществующие, слова «голубой» и «розовый», а вместо «вагины» предлагая на замену «ватину», «вагону» и даже «Валину». И это вовсе не хиханьки — про вагину и сопутствующие интересы к ней пишет три четверти авторов, — как правило, выросших уже не в те времена, когда секса, как известно, не было.
А попытаешься что-то возразить на такую смелость — автор немедленно выкатывает регалии, среди которых запросто может обнаружиться «медаль Маяковского в честь двухсотрождения Пушкина», — как у одного строптивого нижегородца.
В общем, вот такой вот срез литературной жизни по следам переписки лишь одной литературной редакции.
Мне скажут — ну и что ваши писульки изменить могут, какой с вас, писателей и редакторов, толк и, в конце концов, с кем вы, мастера культуры?!..
А я вам отвечу простым примером. Вот на днях встретилась мне в тексте художественного произведения, присланного на рассмотрение редакции, фамилия губернатора Приморья. Текст оказался вполне годным, только фамилия там была ни к чему — ну, губернатор и губернатор, мало ли, как его зовут, сегодня он один, а завтра — другой. Вычеркнул я, в общем, при редактуре ту известную фамилию. Через пару часов смотрю новости — а губернатора Приморья-то и сняли!
Вот вам и никчёмные экзерсисы, — у нас даже редактура бывает пророческой, что уж там говорить о самих нетленках.
Так что — читайте худлит, то ли ещё будет!
После каждой колонки меня спрашивают: а почему и в этот раз не про литературу, каковой автор и занимается в журнале «Сибирские огни», а про школьное образование, быт и животноводство?.. Где же автор прячет доброе и вечное, вытаскивая на свет серое и антиобщественное? И вот, наконец, повод грянул. «Самая читающая страна мира» превратилась в обычную — занятую, суетливую и не расположенную скупать сотнями тысяч экземпляров полные собрания классиков, — не то время, чтобы украшать полки корешками нечитанных произведений.
После каждой колонки на Тайге.инфо меня спрашивают: а почему и в этот раз не про литературу, каковой автор и занимается в журнале «Сибирские огни», а про школьное образование, быт и животноводство?.. Где же автор прячет доброе и вечное, вытаскивая на свет серое и антиобщественное?Крыть в ответ было нечем. А объяснять, что о любви не говорят, о ней всё сказано (а литература, в отличие от всякой там сомнительной матримониальности — это любовь давняя, крепкая и проверенная временем), — неловко, сочтут ещё за сноба, уж лучше дождаться повода, вот тогда и поведать, что творится в кабинетах литературных журналов и в глубинах редакционных портфелей.
И повод грянул — на следующей неделе старейшему литературному журналу страны, «Сибирским огням», исполняется 90 лет.
За эти годы произошло много чего, со взлётами (сто двадцать тысяч тиража в пору публикаций новых произведений Шукшина!) и падениями, посадками и высылками отцов-основателей и даже беспилотажным пикированием журнала в девяностые годы.
Но чего грустить о прошлом, а равно и о настоящем, в котором «самая читающая страна мира» превратилась в обычную — занятую, суетливую и не расположенную скупать сотнями тысяч экземпляров полные собрания классиков, — не то время, чтобы украшать полки корешками нечитанных произведений.
Есть ещё одна категория людей — те, кто если и читает, то только для того лишь, чтобы попытаться написать так же или ещё лучше
Недавно, на встрече с одним из местных «воротил» книжного бизнеса, я, например, узнал, что из полутора десятков моих собеседников за последние полгода что-то из худлита прочли лишь двое — тот самый воротила и я. И это притом, что на встрече был народ продвинутый и успешный. Хотя, может, потому они и преуспели, что не тратили времени на «какие-то там писульки», оставив это для тех нищебродов, кто скудность дней оттеняет красотами готических романов и зубодробительными поисками убийц в романах Донцовой... Не знаю.Но есть ещё одна категория людей — те, кто если и читает, то только для того лишь, чтобы попытаться написать так же или ещё лучше. С ними-то мне и приходится иметь дело каждый день.
В первый день работы главред, помню, мне сказал загадочную фразу — мол, зарплаты у нас маленькие, зато есть некие дополнительные плюсы, которые я ещё оценю. Что ж, прелести не замедлили предъявиться. Первый же автор прислал такое письмо: «Здравствуйте. Мне 24 года, живу в Новосибирске, хотела бы послать для журнала свои тексты. Если по ним возникнут какие-то вопросы, можно встретиться в интимной обстановке и всё обсудить...».
Пришлось ответить, что, возможно, к текстам возникнет сто-о-лько вопросов, что с автором захочет встретиться весь мужской коллектив редакции... Но плюсы сразу прояснились, чего уж.
Переписка с авторами — это вообще отдельная песня. Тон получаемых нами писем — от заискивающих до негодующих: «Если у кавото из редакции поднимется руки спереть мой роман, тогда знайте, что я вас под землёй найду! Алексий».
Отвечать пришлось вежливо, но твёрдо: «Уважаемый Алексий. Ознакомившись с синопсисом вашего романа и встретив там следующих героев: „голая баба на метле“, Кот, Азарелло, Драматург, Иван Бездумный, Спаситель, Прокурор, — должен вам с прискорбием сообщить, что, кажется, мне уже однажды попадался один мерзавец, покусившийся на ваше бессмертное творение. К счастью, где его искать, вы уже знаете. Творческих и гробокопательных успехов».
Или, скажем, автор, сообщивший о себе, что он, цитирую, «служил в коноведческих частях Московской области, учился в Литературном институте, бронзовый лауреат премии „Бронзовая лира“, призёр конкурса „Здравствуй, песня“, член жюри премии „Золотой подсвечник“», — радостно докладывает, что закончил, наконец, работу над своим новым («шестым. И если считать цикл эссе и рассказов, объединённых одной мыслью, то — седьмым!») романом.
У лауреата Нацбеста с громадным писательским опытом позёмка несётся над верхушками сосен, а глаза глядят «умными зрачками»
Для удобства публикации автор даже сообщил его тематику и размер: «размышлизмы», 824679 знаков с пробелами. При этом автор интересуется, почему ему не прислали подробный отчёт о его предыдущем романе (миллион, без малого, знаков) и когда ему ждать гонорар, — с доставкой гонорара ни в коем случае нельзя ошибиться, поскольку у автора «изменились семейные обстоятельства» и деньги ему лучше передать через вахту общежития, третья дверь с торца.Но зря вы думаете, что такие казусы происходят только с начинающими авторами. Лауреат Нацбеста с громадным писательским опытом смело разбрасывает по своему новому роману «манки» для редактора — и позёмка у него несётся над верхушками сосен, и глаза глядят «умными зрачками»...
Впрочем, чего катить бочку на авторов — редакторы тоже не безгрешны и чудят по своему: то поставят рядом в один номер Волкова и Зайцева, устроив натуральное «Ну, погоди», то выдумают слово «хлебология» — вместо малоизвестного, а потому недоумённо исправленного медицинского термина.
А чопорные работники портала «Грамота.ру» — сотрудники Института русского языка, без которых трудно пришлось бы нынче любому редактору, — и вовсе шутят, в ответ на вопрос, какое слово не является однокоренным к слову «сказка», невозмутимо сообщая: «Например, турбогенератор».
А Word, верный помощник близорукого редактора, временами из помощника становится втыкателем палок в колёса литературы, толерантно отбрасывая, как несуществующие, слова «голубой» и «розовый», а вместо «вагины» предлагая на замену «ватину», «вагону» и даже «Валину». И это вовсе не хиханьки — про вагину и сопутствующие интересы к ней пишет три четверти авторов, — как правило, выросших уже не в те времена, когда секса, как известно, не было.
И милая тургеневская
барышня чередует в рассказах взаимоотношения «его», «её», негра, трансвестита и бог
ещё знает кого
А попытаешься что-то возразить на такую смелость — автор немедленно выкатывает регалии, среди которых запросто может обнаружиться «медаль Маяковского в честь двухсотрождения Пушкина», — как у одного строптивого нижегородца.
В общем, вот такой вот срез литературной жизни по следам переписки лишь одной литературной редакции.
Мне скажут — ну и что ваши писульки изменить могут, какой с вас, писателей и редакторов, толк и, в конце концов, с кем вы, мастера культуры?!..
А я вам отвечу простым примером. Вот на днях встретилась мне в тексте художественного произведения, присланного на рассмотрение редакции, фамилия губернатора Приморья. Текст оказался вполне годным, только фамилия там была ни к чему — ну, губернатор и губернатор, мало ли, как его зовут, сегодня он один, а завтра — другой. Вычеркнул я, в общем, при редактуре ту известную фамилию. Через пару часов смотрю новости — а губернатора Приморья-то и сняли!
Вот вам и никчёмные экзерсисы, — у нас даже редактура бывает пророческой, что уж там говорить о самих нетленках.
Так что — читайте худлит, то ли ещё будет!
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522