Страна без героев
21 Авг 2013, 01:10
Не думаю, что кто-то подумает про Коммунальный мост в Красноярске. А между тем художники фабрики Гознак подумали. И изобразили его на купюре в 10 рублей. Он тоже не прост: на момент открытия — самый длинный автомобильный мост в Азии. Потом на купюре в 5000 тысяч рублей нарисовали «Амурское чудо» —2599-метровый, построенный за два военных года и открытый в 1916 году, мост в Хабаровске (он же «Алексеевский», в честь наследника престола). Великие реки, а значит и великие мосты через них, безусловно — гордость России. Один только Транссиб — это 3901 мост.
Но неужели только мосты, раз их аж два на банкнотный ряд? Ладно, нет ракет, неплохо, что есть перекрывшая Енисей ГЭС, однако где тогда Спутник, где первый в мире пассажирский самолет «Илья Муромец», где атомные ледоколы, крупнейшие в мире вертолеты, первый в мире сверхзвуковой лайнер? И неужели русская история, культура, наука настолько бедны, что не выдают достаточно личностей, которыми мы можем гордиться, которые достойны быть изображенными на банкнотах российского рубля?
В современном мире существуют три системы, или если угодно, традиции, по которым отбираются для изображений на банкнотах портреты людей.
Первая — монархическая. Действующий глава государства — монарх, все деньги в стране эмитируются от имени монарха. Именно его или ее портрет изображается на банкнотах. Традиция эта — самая древняя. Первым отчеканил свой профиль на монетах персидский царь Дарий, живший вVI-V веках до нашей эры. Нынешняя британская королева Елизавета за долгие 60 лет правления была изображена на банкнотах 33 стран мира. Использовались 26 различных ее портретов — от молодой принцессы до почтенной «бабушки нации».
Но, вообще, портрет живого правителя на банкнотах — это анахронизм. Традиция выходит из моды. Монархии Северной Европы отказались от портретов королей и королев. Нет их на шведских, датских и норвежских кронах. Не было на голландских гульденах. Примечательно, что с1970-х на британских фунтах уже изображается не только королева, но и выдающиеся британцы прошлого, Ньютон и Шекспир, Джейн Остин и Чарльз Дарвин. От королевских портретов отказываются многие страны, внешне вполне лояльные Британии. На канадских, австралийских, новозеландских долларах Елизавета остается на банкноте лишь одного номинала, а остальные украшены портретами местных важных личностей.
В современном мире отобразить себя на банкнотах отваживались только такие одиозные личности, как Ким Ир Сен, Сапармурат Туркменбаши, Саддам Хусейн и саудовский король Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд. Последний, в отличие от английской королевы, никогда не старится и в свои 89 лет смотрит на подданных молодым мужчиной. Определенные интенции в данном направлении в российской политике, конечно, есть. Но хочется надеяться. Все-таки шприц для инъекций ботокса и печатный станок — это разные вещи.
В истории России достаточно правителей, которые существенно влияли на ход истории страны и на то, какой наша страна стала в конечном счете. Князь Владимир — принятие христианства и становление раннего государства. Дмитрий Донской — победа над Ордой. Иван III — становление сильного Московского царства, Иван Грозный — стремительный бросок на Юг (Астрахань) и Восток (Казань, Сибирь). Петр Первый — становление современной европейской империи. Александр II — личные права и свободы. Хватает на целую серию банкнот.
При выборе таких фигур важны не исторические детали, а некое свершение, которое со школьного курса истории ассоциируется с тем или иным политиком и сидит в умах более-менее образованной части общества. Важно крещение Руси и окно в Европу, а не пристрастие Владимира и Петра к алкоголю. Важен прорыв в Сибирь, а не садизм опричнины и паранойя царя. Важно чувство национального освобождения и возрождения, а не факт сжигания Москвы через два года после Куликова поля и еще сто лет формального ига. Важна идея воли, а не половинчатый характер Великих реформ.
Хорошо, что не нужно обязательно прибегать с целью национального единства к историческим спорам. И тут мы подходим к третьей портретно-денежной традиции. Изображать не политиков, но выдающихся людей из области науки и искусства. Традиция эта молодая, сложно сказать точно, где именно она зародилась. Яркий пример ее — французские франки. Понятно, что бурная политическая история Франции, где что ни король/император, то тиран, а что ни премьер/министр, то коррупционер, затрудняли поиск подходящей политической фигуры для печати на банкнотах. А вот достижения французов в искусстве никто и никогда не оспаривал. Вот и красовались на франках Мольер и Гюго. Вольтер и Берлиоз. Сначала вместе с кардиналом Ришелье и Наполеоном Бонапартом. Но потом уже — без них. Зато в компании Сезана, Пастера, Эйфеля, Дебюсси, Экзюпери, четы Кюри. За французами последовали многие. Швейцарцы гордятся архитектором Ле Корбюзье. Бельгийцы — изобретателем саксофона Адольфом Саксом. Чехи — педагогом Яном Коменским. Армяне — композитором Арамом Хачатуряном. Японцы — писательницей Итиё Хигути. Мексиканцы — поэтессой Хуаной Инес де ла Крус. Именно эти люди изображены на франках, кронах, драмах, йенах и песо.
Найти подходящих персон в истории России несложно. Давайте попробуем применить жесткие рамки современной политкорректности. Постараемся отразить национальное и гендерное разнообразие выдающихся деятелей, постараемся никого не обидеть. Итак. Пушкин — наше всё, великая русская литература, нацмен. Менделеев — периодическая система и водка, которыми не брезгуют даже закоренелые русофобы. Анна Павлова — русский балет, женщина, по некоторым данным, наполовину еврейка. Шаляпин — из крестьян, певец, многодетный отец, религиозный. Шишкин — как народный художник. Малевич — как авангардист, то есть художник народу, мягко скажем, не понятный, да еще и поляк. Иван Павлов — первый русский «Нобель», любитель животных. Гагарин — первый в космосе. Курчатов — «кузькина мать». Чайковский — великий композитор, гей. Лев Толстой — аристократ, атеист, писатель.
Стоп. Последние двое по нынешним временам вполне себе тянут «на двушечку». Может, действительно лучше мосты? Как в Европе, на которую так любят у нас ссылаться.
Нация не может строиться на бесконечном самокопании и самоуничижении. Ощущение общности истории критично для общности людей, их доверия друг другу. И банкноты могут сыграть тут роль не менее сильную, чем единый учебник школьной истории.
Если попросить большинство россиян подобрать ассоциацию к словосочетанию «мост и Россия», первой по популярности будет, наверное, разводящийся посреди белой ночи Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. Активно вовлеченные в новостной поток подумают про мост Русский во Владивостоке. Эстеты-историки подумают про Александровский мост на Волге (со своими 1436 метрами долгое время бывший самый длинным в Европе) или железнодорожный мост через Енисей в Красноярске (Гран-при на Всемирной выставке 1900 года, «вершина инженерной человеческой мысли», по мнению экспертов ЮНЕСКО).Не думаю, что кто-то подумает про Коммунальный мост в Красноярске. А между тем художники фабрики Гознак подумали. И изобразили его на купюре в 10 рублей. Он тоже не прост: на момент открытия — самый длинный автомобильный мост в Азии. Потом на купюре в 5000 тысяч рублей нарисовали «Амурское чудо» —
Но неужели только мосты, раз их аж два на банкнотный ряд? Ладно, нет ракет, неплохо, что есть перекрывшая Енисей ГЭС, однако где тогда Спутник, где первый в мире пассажирский самолет «Илья Муромец», где атомные ледоколы, крупнейшие в мире вертолеты, первый в мире сверхзвуковой лайнер? И неужели русская история, культура, наука настолько бедны, что не выдают достаточно личностей, которыми мы можем гордиться, которые достойны быть изображенными на банкнотах российского рубля?
Моя личная позиция проста: российские банкноты должны быть портретными
Сооснователю Google Сергею Брину приписывают сравнение России с Нигерией. Если смотреть на банкноты, то это сравнение Россия явно не выдерживает. На банкнотах раздираемой коррупцией и племенными противоречиями страны, которая отсчитывает свою историю с 1963 года, нашлось место людям, которыми страна может гордиться. На российских банкнотах такого места нет. Гватемала, Доминиканская республика, Бирма, Гана, Лаос и Малави смогли найти в своей истории достойных банкнот персон. Россия — не смогла. Вы можете со мной не соглашаться, но моя личная позиция проста: российские банкноты должны быть портретными.В современном мире существуют три системы, или если угодно, традиции, по которым отбираются для изображений на банкнотах портреты людей.
Первая — монархическая. Действующий глава государства — монарх, все деньги в стране эмитируются от имени монарха. Именно его или ее портрет изображается на банкнотах. Традиция эта — самая древняя. Первым отчеканил свой профиль на монетах персидский царь Дарий, живший в
Но, вообще, портрет живого правителя на банкнотах — это анахронизм. Традиция выходит из моды. Монархии Северной Европы отказались от портретов королей и королев. Нет их на шведских, датских и норвежских кронах. Не было на голландских гульденах. Примечательно, что с
В современном мире отобразить себя на банкнотах отваживались только такие одиозные личности, как Ким Ир Сен, Сапармурат Туркменбаши, Саддам Хусейн и саудовский король Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд. Последний, в отличие от английской королевы, никогда не старится и в свои 89 лет смотрит на подданных молодым мужчиной. Определенные интенции в данном направлении в российской политике, конечно, есть. Но хочется надеяться. Все-таки шприц для инъекций ботокса и печатный станок — это разные вещи.
Выбор деятелей для изображения на банкнотах — всегда результат национального консенсуса
Вторая традиция — современная и республиканская. Изображать на банкнотах выдающихся политиков, сыгравших ключевую роль в становлении нынешнего государства. С китайских юаней на нас смотрит председатель Мао. С индийских рупий — Махатма Ганди. С турецких лир — Мустафа Кемаль Ататюрк. Как правило, эти персоны далеко не однозначны с точки зрения современного политкоректного и, я бы сказал, вегетарианского подхода к прошлому. У каждого не то что скелет в шкафу, а мебельный гипермаркет трупов, кровавые счета от других народов и политических оппонентов. Но выбор таких деятелей для изображения на банкнотах — всегда результат некоего национального консенсуса и исключительно внутреннее дело страны. Турки не спрашивали греков, каково их мнение об Ататюрке. ЦК КПК не согласовывало портрет Мао с правительством Тайваня или далай-ламой. С американского доллара на нас смотрит Джордж Вашингтон, и неважно, что для британцев он просто мятежник, повинный в смерти многих солдат его величества. Австрияки могут возмущаться сколько угодно, но на венгерских форинтах будет изображен Ференц Ракоци.В истории России достаточно правителей, которые существенно влияли на ход истории страны и на то, какой наша страна стала в конечном счете. Князь Владимир — принятие христианства и становление раннего государства. Дмитрий Донской — победа над Ордой. Иван III — становление сильного Московского царства, Иван Грозный — стремительный бросок на Юг (Астрахань) и Восток (Казань, Сибирь). Петр Первый — становление современной европейской империи. Александр II — личные права и свободы. Хватает на целую серию банкнот.
При выборе таких фигур важны не исторические детали, а некое свершение, которое со школьного курса истории ассоциируется с тем или иным политиком и сидит в умах более-менее образованной части общества. Важно крещение Руси и окно в Европу, а не пристрастие Владимира и Петра к алкоголю. Важен прорыв в Сибирь, а не садизм опричнины и паранойя царя. Важно чувство национального освобождения и возрождения, а не факт сжигания Москвы через два года после Куликова поля и еще сто лет формального ига. Важна идея воли, а не половинчатый характер Великих реформ.
Важно крещение Руси и окно в Европу, а не пристрастие Владимира и Петра к алкоголю
Лично я противник возвеличивания тиранов и гордости за жертвы народа. Когда я вспоминаю трех расстрелянных прадедов и нищету, в которой жили мои деды, меня не радует факт, что Сталин мог диктовать свою волю в Ялте и Потсдаме. Но никакая нация не может строиться на бесконечном самокопании и самоуничижении. Ощущение общности истории (вернее, ее узловых моментов, ибо мало кто знает историю своей страны в деталях и в контексте) критично для общности людей, их доверия друг другу. И банкноты могут сыграть тут роль не менее сильную, чем единый учебник школьной истории (который вещь-то, в общем, хорошая, если пишется не конъюнктурно на злобу дня).Хорошо, что не нужно обязательно прибегать с целью национального единства к историческим спорам. И тут мы подходим к третьей портретно-денежной традиции. Изображать не политиков, но выдающихся людей из области науки и искусства. Традиция эта молодая, сложно сказать точно, где именно она зародилась. Яркий пример ее — французские франки. Понятно, что бурная политическая история Франции, где что ни король/император, то тиран, а что ни премьер/министр, то коррупционер, затрудняли поиск подходящей политической фигуры для печати на банкнотах. А вот достижения французов в искусстве никто и никогда не оспаривал. Вот и красовались на франках Мольер и Гюго. Вольтер и Берлиоз. Сначала вместе с кардиналом Ришелье и Наполеоном Бонапартом. Но потом уже — без них. Зато в компании Сезана, Пастера, Эйфеля, Дебюсси, Экзюпери, четы Кюри. За французами последовали многие. Швейцарцы гордятся архитектором Ле Корбюзье. Бельгийцы — изобретателем саксофона Адольфом Саксом. Чехи — педагогом Яном Коменским. Армяне — композитором Арамом Хачатуряном. Японцы — писательницей Итиё Хигути. Мексиканцы — поэтессой Хуаной Инес де ла Крус. Именно эти люди изображены на франках, кронах, драмах, йенах и песо.
Найти подходящих персон в истории России несложно. Давайте попробуем применить жесткие рамки современной политкорректности. Постараемся отразить национальное и гендерное разнообразие выдающихся деятелей, постараемся никого не обидеть. Итак. Пушкин — наше всё, великая русская литература, нацмен. Менделеев — периодическая система и водка, которыми не брезгуют даже закоренелые русофобы. Анна Павлова — русский балет, женщина, по некоторым данным, наполовину еврейка. Шаляпин — из крестьян, певец, многодетный отец, религиозный. Шишкин — как народный художник. Малевич — как авангардист, то есть художник народу, мягко скажем, не понятный, да еще и поляк. Иван Павлов — первый русский «Нобель», любитель животных. Гагарин — первый в космосе. Курчатов — «кузькина мать». Чайковский — великий композитор, гей. Лев Толстой — аристократ, атеист, писатель.
Стоп. Последние двое по нынешним временам вполне себе тянут «на двушечку». Может, действительно лучше мосты? Как в Европе, на которую так любят у нас ссылаться.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522