Зачем Новосибирску сити-менеджер
14 Окт 2013, 09:13
Удастся ли им хоть как-то организоваться и повлиять на исход выборов — пока совершенно не понятно. Сейчас, за год до выборов, можно наблюдать два противоположных процесса: с одной стороны, растет самосознания граждан (простите за бюрократизм, но более удачного слова не смог подобрать) с другой — граждане разбегаются по «командам» предполагаемых кандидатов.
Испытание выбором
Ещё никто никуда, конечно, не разбежался, ещё и окончательного списка кандидатов нет, но все уже прикидывают, что к чему. Понятно, что так или иначе будут ориентироваться на власть (которая тоже далеко не едина) привычные «группы влияния» — близкий к ней бизнес, диаспоры, общественные организации и СМИ, получающие гранты и госконтракты.
Но и вполне независимые «лидеры общественного мнения», которые не первый год на политическом рынке, понимают, что «торги» только начинаются, и ставки будут только увеличиваться.
Даже если «простые избиратели» сорганизуются сейчас, не факт, что они не разбегутся по разным лагерям ближе к выборам.
Но предположим, что мы, избиратели, более-менее едины, и мэром станет тот человек, которого мы определим между собой, а не тот, которого нам навязали.
Задача выбора такого кандидата сложная, ведь нужен человек, который:
— справится с управлением городом;
— не наломает дров;
— не возьмёт взятку (вспомним Илью Потапова);
— не зазнается, не свихнётся, не спросит «кто вы такие» через пару лет.
Напомню, бюджет Новосибирска — 36 млрд. рублей, а избирается мэр на пять лет. Гарантировать стабильность любого человека перед миллиардными искушениями в течение такого срока было бы опрометчиво.
Дело не только в банальном искушении «хапнуть». За 20 лет в городе сложилась система распределения — земли, бюджетных денег. Это бюрократическая система — со своими планами, регламентами, официальными и неофициальными практиками. Любого нового человека эта система будет пробовать на прочность — очень разными методами. И не только искушениями, но и угрозами, подставами, элементарным обманом.
Кроме того, есть ещё силовики. Говорят, они иногда приходят в кабинеты городской или областной власти и что-то просят. А чиновник потом думает — нужно ему уголовное дело или не нужно.
И получается, что перед нами очень сложная задача выбора (если даже предположить, что мы способны сделать разумный выбор). Новый мэр должен отвечать нескольким очень важным критериям. Он должен:
Выражать наши (большинства горожан) интересы;
Быть независимым от финансовых и бюрократических структур, имеющих корыстные интересы в новосибирском муниципалитете;.
Быть предсказуемым;
Быть компетентным, то есть понимать, что и как надо сделать;
Уметь управлять сложной бюрократической структурой;
Уметь менять эту структуру и проводить через неё нужные нам решения;
Быть стойким к соблазнам и угрозам.
Ну а теперь посмотрим на тот набор кандидатов, который просматривается на данный момент.
Называемые на данный момент кандидаты от власти — Владимир Городецкий, Андрей Ксензов, Анатолий Соболев — не отвечают первому критерию. Скорее всего, и второму (независимость от структур).
Илья Пономарёв, «хоть мне и друг», но в политике дружба — понятие переменное. Сегодня интересы совпали — друзья, завтра разошлись — уже нет. Пономарёв, несомненно, в политике преследует свои личные цели (это не плохо и не хорошо, это нормально), и представлять интересы избирателей он будет постольку, поскольку сочтёт это выгодным для достижения своих целей. А какие цели будут у Пономарёва через два года? Вот ведь вопрос. Думаю, даже он этого сейчас не знает. Насчёт независимости от финансовых и бюрократических структур — вопрос тоже открыт.
Аналогичные сомнения и насчёт Анатолия Локтя. Во-первых, он человек партийный, а КПРФ — это тоже структура со своими интересами, с моими, например, не всегда совпадающими. Во-вторых, история КПРФ в Новосибирской области полна компромиссов и откровенных сговоров, как с властями, так и с финансовыми группами. Я не упрекаю — такова политическая жизнь, и мы пока её не изменили.
Дарью Макарову нельзя заподозрить в участии в тайных соглашениях с властями или с финансовыми группами. Но не могу сказать, что она выражает интересы массового избирателя. У неё есть энергичность, есть представления о том, что правильно, а что неправильно, и она готова нести эти представления в избирательную кампанию и на пост мэра. Но Макарова выражает свои взгляды и интересы, не задаваясь вопросом — насколько с этим согласны другие. Я не знаю, что именно будет думать Дарья Макарова по тому или иному вопросу, как именно будет принимать решения, если станет мэром, и будет ли у меня вообще возможность повлиять на её решения (и сейчас-то таких возможностей нет).
Человека, отвечающему всему набору требований, среди кандидатов не будет. Либо компетентность, либо — выражение интересов избирателей и независимость. Система власти в России выстраивалась много лет таким способом, чтоб независимых в ней не осталось.
Да и вообще, идеальных управленцев, «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил», в реальной жизни не бывает.
Разделение властей
Именно поэтому ещё в далёкие времена придумали разделение компетенций. Если посмотреть на то, как работает политическая система в какой-нибудь Англии, увидим, что политики, получив «мандат от народа», возглавляют министерства, в которых сидят профессиональные чиновники.
Политик-министр знает, чего хочет народ и отдаёт указания профессиональным чиновникам (схема очень приблизительная, но она работает).
Поэтому, на мой взгляд, в Новосибирске на данный момент была бы близка к оптимальной система с разделением полномочий мэра. То есть, с одной стороны — мэр, избранный всеми жителями (это важный момент), с другой стороны — профессиональный сити-менеджер, отбираемый на конкурсной основе.
Мэр ставит стратегические задачи и следит за выполнением своих поручений. Сити-менеджер выполняет их в меру своих профессиональных качеств и возможностей. Как именно отбирается сити-менеджер — сложный вопрос, возможно, в конкурсной комиссии должны быть представители мэра, депутатов, губернатора. Но вот что важно — мэр должен иметь возможность в любой момент отправить сити-менеджера в отставку.
Что мы тем самым получаем? Постоянный пристальный контроль со стороны избирателей (избранный мэр) за действиями чиновников. Контроль на профессиональной основе, с необходимыми полномочиями и возможностями.
Вы скажете — а как же депутаты? Ведь именно они должны осуществлять такой контроль? Ну что ж, давайте посмотрим на нынешний горсовет и посмеёмся вместе.
Кроме субъективных причин (качество депутатского корпуса, зависимость депутатов от городской власти), есть и «объективные». Представительная власть в России была безнадёжно ослаблена в приснопамятном 1993 году и никогда с тех пор не получала существенных полномочий. Разве депутаты могут отставить мэра «в любой момент»? Разве они могут контролировать кадровую или финансовую политику?
Ну и к тому же их много, и они разобщены. А исполнительная власть в России консолидирована, гипертрофирована и персонализирована.
Введением системы «мэр — сити-менеджер» мы вносим разделение в гипертрофированную исполнительную власть и даём консолидированную волю «представителю народа» — мэру. Депутаты тоже пусть остаются, представительная власть нужна, и при таком разделении во власти исполнительной она сможет поднять голову.
Конечно, если мэром будет избран «кандидат власти», ничего существенно не изменится. Хоть с сити-менеджером, хоть без. Но при наличии сити-менеджера существенно снижается риск посадки «народного мэра», а значит — проще будет найти приличного кандидата. Меньше будет рисков «остаться без отопления» из-за его некомпетентности.
Схема «избранный мэр — сити-менеджер» может быть выгодна не только простым избирателям. Она вполне может устроить важные властные группы. Например, губернатора (при наличии его представителей в конкурсной комиссии). Депутаты горсовета также существенно повысят свой статус.
Невыгодно это, наверное, действующей городской власти — если она рассчитывает на переизбрание Владимира Городецкого. Но, во-первых, есть существенный риск, что Городецкий не будет выдвинут (я оцениваю вероятность этого более чем в 50% и уже поспорил на коньяк), а во вторых, есть риск, что он не будет избран. В совокупности, система сити-менеджера гарантирует многим руководителям мэрии гораздо более «мягкую посадку», чем в случае прихода в здание на Красном проспекте нового избранного и всемогущего мэра.
Перемены назрели, и они нужны, но не нужно, чтоб они были катастрофическими. С появлением сити-менеджера они могли бы быть достаточно поэтапными. В 2014 году — выборы мэра, потом период переконфигурации, новый сити-менеджер, потом — выборы депутатов горсовета, чей статус и возможность влиять на городскую политику существенно вырастут.
Мне кажется, стоит над этим подумать.
Схема «мэр — сити-менеджер» выгодна не только избирателям. Невыгодно это, наверное, действующей власти, если та рассчитывает на переизбрание Городецкого. Хотя эта схема гарантирует многим руководителям в мэрии гораздо более «мягкую посадку», чем в случае прихода нового избранного и всемогущего мэра.
Через год в Новосибирске должны пройти выборы мэра. Если раньше на них всё решали административный ресурс и финансовые возможности кандидатов (либо стоящих за ними людей), то теперь есть довольно много простых избирателей, которые хотят, чтобы их мнение было услышано и учтено.Удастся ли им хоть как-то организоваться и повлиять на исход выборов — пока совершенно не понятно. Сейчас, за год до выборов, можно наблюдать два противоположных процесса: с одной стороны, растет самосознания граждан (простите за бюрократизм, но более удачного слова не смог подобрать) с другой — граждане разбегаются по «командам» предполагаемых кандидатов.
Испытание выбором
Ещё никто никуда, конечно, не разбежался, ещё и окончательного списка кандидатов нет, но все уже прикидывают, что к чему. Понятно, что так или иначе будут ориентироваться на власть (которая тоже далеко не едина) привычные «группы влияния» — близкий к ней бизнес, диаспоры, общественные организации и СМИ, получающие гранты и госконтракты.
Но и вполне независимые «лидеры общественного мнения», которые не первый год на политическом рынке, понимают, что «торги» только начинаются, и ставки будут только увеличиваться.
Даже если «простые избиратели» сорганизуются сейчас, не факт, что они не разбегутся по разным лагерям ближе к выборам.
Но предположим, что мы, избиратели, более-менее едины, и мэром станет тот человек, которого мы определим между собой, а не тот, которого нам навязали.
Задача выбора такого кандидата сложная, ведь нужен человек, который:
— справится с управлением городом;
— не наломает дров;
— не возьмёт взятку (вспомним Илью Потапова);
— не зазнается, не свихнётся, не спросит «кто вы такие» через пару лет.
Напомню, бюджет Новосибирска — 36 млрд. рублей, а избирается мэр на пять лет. Гарантировать стабильность любого человека перед миллиардными искушениями в течение такого срока было бы опрометчиво.
Дело не только в банальном искушении «хапнуть». За 20 лет в городе сложилась система распределения — земли, бюджетных денег. Это бюрократическая система — со своими планами, регламентами, официальными и неофициальными практиками. Любого нового человека эта система будет пробовать на прочность — очень разными методами. И не только искушениями, но и угрозами, подставами, элементарным обманом.
Кроме того, есть ещё силовики. Говорят, они иногда приходят в кабинеты городской или областной власти и что-то просят. А чиновник потом думает — нужно ему уголовное дело или не нужно.
И получается, что перед нами очень сложная задача выбора (если даже предположить, что мы способны сделать разумный выбор). Новый мэр должен отвечать нескольким очень важным критериям. Он должен:
Выражать наши (большинства горожан) интересы;
Быть независимым от финансовых и бюрократических структур, имеющих корыстные интересы в новосибирском муниципалитете;.
Быть предсказуемым;
Быть компетентным, то есть понимать, что и как надо сделать;
Уметь управлять сложной бюрократической структурой;
Уметь менять эту структуру и проводить через неё нужные нам решения;
Быть стойким к соблазнам и угрозам.
Ну а теперь посмотрим на тот набор кандидатов, который просматривается на данный момент.
Называемые на данный момент кандидаты от власти — Владимир Городецкий, Андрей Ксензов, Анатолий Соболев — не отвечают первому критерию. Скорее всего, и второму (независимость от структур).
Илья Пономарёв, «хоть мне и друг», но в политике дружба — понятие переменное. Сегодня интересы совпали — друзья, завтра разошлись — уже нет. Пономарёв, несомненно, в политике преследует свои личные цели (это не плохо и не хорошо, это нормально), и представлять интересы избирателей он будет постольку, поскольку сочтёт это выгодным для достижения своих целей. А какие цели будут у Пономарёва через два года? Вот ведь вопрос. Думаю, даже он этого сейчас не знает. Насчёт независимости от финансовых и бюрократических структур — вопрос тоже открыт.
Аналогичные сомнения и насчёт Анатолия Локтя. Во-первых, он человек партийный, а КПРФ — это тоже структура со своими интересами, с моими, например, не всегда совпадающими. Во-вторых, история КПРФ в Новосибирской области полна компромиссов и откровенных сговоров, как с властями, так и с финансовыми группами. Я не упрекаю — такова политическая жизнь, и мы пока её не изменили.
Дарью Макарову нельзя заподозрить в участии в тайных соглашениях с властями или с финансовыми группами. Но не могу сказать, что она выражает интересы массового избирателя. У неё есть энергичность, есть представления о том, что правильно, а что неправильно, и она готова нести эти представления в избирательную кампанию и на пост мэра. Но Макарова выражает свои взгляды и интересы, не задаваясь вопросом — насколько с этим согласны другие. Я не знаю, что именно будет думать Дарья Макарова по тому или иному вопросу, как именно будет принимать решения, если станет мэром, и будет ли у меня вообще возможность повлиять на её решения (и сейчас-то таких возможностей нет).
Человека, отвечающему всему набору требований, среди кандидатов не будет. Либо компетентность, либо — выражение интересов избирателей и независимость. Система власти в России выстраивалась много лет таким способом, чтоб независимых в ней не осталось.
Да и вообще, идеальных управленцев, «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил», в реальной жизни не бывает.
Разделение властей
Именно поэтому ещё в далёкие времена придумали разделение компетенций. Если посмотреть на то, как работает политическая система в какой-нибудь Англии, увидим, что политики, получив «мандат от народа», возглавляют министерства, в которых сидят профессиональные чиновники.
Политик-министр знает, чего хочет народ и отдаёт указания профессиональным чиновникам (схема очень приблизительная, но она работает).
Поэтому, на мой взгляд, в Новосибирске на данный момент была бы близка к оптимальной система с разделением полномочий мэра. То есть, с одной стороны — мэр, избранный всеми жителями (это важный момент), с другой стороны — профессиональный сити-менеджер, отбираемый на конкурсной основе.
Мэр ставит стратегические задачи и следит за выполнением своих поручений. Сити-менеджер выполняет их в меру своих профессиональных качеств и возможностей. Как именно отбирается сити-менеджер — сложный вопрос, возможно, в конкурсной комиссии должны быть представители мэра, депутатов, губернатора. Но вот что важно — мэр должен иметь возможность в любой момент отправить сити-менеджера в отставку.
Что мы тем самым получаем? Постоянный пристальный контроль со стороны избирателей (избранный мэр) за действиями чиновников. Контроль на профессиональной основе, с необходимыми полномочиями и возможностями.
Вы скажете — а как же депутаты? Ведь именно они должны осуществлять такой контроль? Ну что ж, давайте посмотрим на нынешний горсовет и посмеёмся вместе.
Кроме субъективных причин (качество депутатского корпуса, зависимость депутатов от городской власти), есть и «объективные». Представительная власть в России была безнадёжно ослаблена в приснопамятном 1993 году и никогда с тех пор не получала существенных полномочий. Разве депутаты могут отставить мэра «в любой момент»? Разве они могут контролировать кадровую или финансовую политику?
Ну и к тому же их много, и они разобщены. А исполнительная власть в России консолидирована, гипертрофирована и персонализирована.
Введением системы «мэр — сити-менеджер» мы вносим разделение в гипертрофированную исполнительную власть и даём консолидированную волю «представителю народа» — мэру. Депутаты тоже пусть остаются, представительная власть нужна, и при таком разделении во власти исполнительной она сможет поднять голову.
Конечно, если мэром будет избран «кандидат власти», ничего существенно не изменится. Хоть с сити-менеджером, хоть без. Но при наличии сити-менеджера существенно снижается риск посадки «народного мэра», а значит — проще будет найти приличного кандидата. Меньше будет рисков «остаться без отопления» из-за его некомпетентности.
Схема «избранный мэр — сити-менеджер» может быть выгодна не только простым избирателям. Она вполне может устроить важные властные группы. Например, губернатора (при наличии его представителей в конкурсной комиссии). Депутаты горсовета также существенно повысят свой статус.
Невыгодно это, наверное, действующей городской власти — если она рассчитывает на переизбрание Владимира Городецкого. Но, во-первых, есть существенный риск, что Городецкий не будет выдвинут (я оцениваю вероятность этого более чем в 50% и уже поспорил на коньяк), а во вторых, есть риск, что он не будет избран. В совокупности, система сити-менеджера гарантирует многим руководителям мэрии гораздо более «мягкую посадку», чем в случае прихода в здание на Красном проспекте нового избранного и всемогущего мэра.
Перемены назрели, и они нужны, но не нужно, чтоб они были катастрофическими. С появлением сити-менеджера они могли бы быть достаточно поэтапными. В 2014 году — выборы мэра, потом период переконфигурации, новый сити-менеджер, потом — выборы депутатов горсовета, чей статус и возможность влиять на городскую политику существенно вырастут.
Мне кажется, стоит над этим подумать.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522