Кулак не поможет
27 Фев 2015, 12:29
Такие митинги, да и вообще «осуждающие» массовые мероприятия неэффективны с точки зрения заявленных целей. Они скорее продвигают осуждаемые ими явления, чем искореняют их. Именно благодаря активистам и, например, феноменально абсурдной акции «обсуждение порноактрисы в духовной семинарии» вся страна узнала о Саше Грей — она появилась в прайм-тайм «Первого канала». И не только там. Благодаря митингу против Мэрилина Мэнсона, к его творчеству приобщилось, уверен, куда больше людей, чем если бы он просто отыграл свой концерт и уехал. Про группу Behemoth не узнал бы вообще никто и никогда, а теперь, думаю, их видео на YouTube достаточно популярны.
Форма митинга, его язык в данном случае категорически не соответствуют содержанию. Митинг — крайняя мера, конфликт, скандал. Язык митинга — язык скандала: «Долой», «руки прочь», «не забудем, не простим». Мне кажется, о том, что связано с верой, говорить языком скандала нельзя, это профанация. И кричать с трибуны об этом нельзя.
Далее, митинги, круглые столы по порноактрисам, драки у ночных клубов и прочие «акции» вредны прежде всего для Церкви. Я православный христианин, и это меня больше всего волнует. К судьбе режиссеров, спектаклей и концертов отношусь спокойно, да и у них есть свои защитники. Но из-за активистов у людей, внешних Церкви, но не потерянных для нее, может складываться образ христианина как зомбированного фанатика или унылого фрика. На самом деле в Церкви много умных, интеллигентных, образованных людей; но они не орут, и их не слышно. Это проблема. Есть и другая. Видимо, «успехи» активистов в виде медийного эффекта, неважно, какого по качеству, обеспечивают им поддержку части священства. Это очень опасно, может появиться ощущение, что где не помогла проповедь, поможет крик и кулак. Не поможет.
Наконец, мне кажется, что вся эта деятельность носит исключительно политический характер, верующие тут — только повод. Наверняка среди православных активистов много искренних людей; уверен, они совершают массу добрых дел, занимаются благотворительностью, например. Но в плане митингов этих искренних людей цинично используют, в политике это норма. Примеров полно.
Негодование православных в адрес Саши Грей конвертировал в собственный пиар известный новосибирский юрист, под именем православных митинговали против Мэнсона какие-то пятидесятники. Возможно, после этого «православный активизм» как политический инструмент заинтересовал более серьезных игроков. «Наезды» в сети организаторов митинга на мэра Новосибирска — коммуниста Анатолия Локтя — это косвенно подтверждают. Может быть, и «Тангейзер» — лишь проходная пешка, он просто «под руку подвернулся». Не подвернулся бы — для праведного гнева нашли бы другой объект.
Что делать в этой ситуации православному христианину, не желающему становиться объектом манипуляции? Наверное, задать себе пару вопросов, честно на них ответить и действовать, исходя из ответов. Действительно ли я оскорблен, или мне эту мысль подсказали? Если я хочу, чтобы к святыням относились как святыням — поможет ли этому «демонстрация силы»? И, наконец — будет ли мне хоть какая-то польза от участия в митинге?
Я вот совершенно не театрал и «Тангейзера» не смотрел. Точнее, не слушал — это же опера. Но какие-то имеющие к ней отношение снимки выложили в сеть православные активисты, и я эти снимки увидел. Без особого на то желания, просто просматривая свою ленту новостей «ВКонтакте». Вопрос — если бы эти снимки оскорбили мои чувства, кого мне считать оскорбителем?
Круглые столы о порноактрисах, митинги, драки у клубов вредны прежде всего Церкви. Я православный христианин, и меня это волнует. У людей может складываться образ христианина как зомбированного фанатика или унылого фрика. На самом деле, умных, интеллигентных верующих много, но их не слышно.
Я попробовал пообщаться «ВКонтакте» с православными активистами по поводу митинга против «Тангейзера», официально он называется «Митинг в защиту духовно-нравственных ценностей против попрания театрами христианских святынь». Дискуссии не получилось. На мой аргумент, что митинг не является адекватным способом защиты святынь, мне попеняли цитатой католика Данте про ад для сохраняющих нейтралитет и предположили, что я активистов боюсь. Остальные доводы имели еще меньшее отношение к сути вопроса. Тем не менее, сформулировать свое мнение об акции «в защиту духовности» мне показалось достаточно важным.Такие митинги, да и вообще «осуждающие» массовые мероприятия неэффективны с точки зрения заявленных целей. Они скорее продвигают осуждаемые ими явления, чем искореняют их. Именно благодаря активистам и, например, феноменально абсурдной акции «обсуждение порноактрисы в духовной семинарии» вся страна узнала о Саше Грей — она появилась в прайм-тайм «Первого канала». И не только там. Благодаря митингу против Мэрилина Мэнсона, к его творчеству приобщилось, уверен, куда больше людей, чем если бы он просто отыграл свой концерт и уехал. Про группу Behemoth не узнал бы вообще никто и никогда, а теперь, думаю, их видео на YouTube достаточно популярны.
Форма митинга, его язык в данном случае категорически не соответствуют содержанию. Митинг — крайняя мера, конфликт, скандал. Язык митинга — язык скандала: «Долой», «руки прочь», «не забудем, не простим». Мне кажется, о том, что связано с верой, говорить языком скандала нельзя, это профанация. И кричать с трибуны об этом нельзя.
Далее, митинги, круглые столы по порноактрисам, драки у ночных клубов и прочие «акции» вредны прежде всего для Церкви. Я православный христианин, и это меня больше всего волнует. К судьбе режиссеров, спектаклей и концертов отношусь спокойно, да и у них есть свои защитники. Но из-за активистов у людей, внешних Церкви, но не потерянных для нее, может складываться образ христианина как зомбированного фанатика или унылого фрика. На самом деле в Церкви много умных, интеллигентных, образованных людей; но они не орут, и их не слышно. Это проблема. Есть и другая. Видимо, «успехи» активистов в виде медийного эффекта, неважно, какого по качеству, обеспечивают им поддержку части священства. Это очень опасно, может появиться ощущение, что где не помогла проповедь, поможет крик и кулак. Не поможет.
Наконец, мне кажется, что вся эта деятельность носит исключительно политический характер, верующие тут — только повод. Наверняка среди православных активистов много искренних людей; уверен, они совершают массу добрых дел, занимаются благотворительностью, например. Но в плане митингов этих искренних людей цинично используют, в политике это норма. Примеров полно.
Негодование православных в адрес Саши Грей конвертировал в собственный пиар известный новосибирский юрист, под именем православных митинговали против Мэнсона какие-то пятидесятники. Возможно, после этого «православный активизм» как политический инструмент заинтересовал более серьезных игроков. «Наезды» в сети организаторов митинга на мэра Новосибирска — коммуниста Анатолия Локтя — это косвенно подтверждают. Может быть, и «Тангейзер» — лишь проходная пешка, он просто «под руку подвернулся». Не подвернулся бы — для праведного гнева нашли бы другой объект.
Что делать в этой ситуации православному христианину, не желающему становиться объектом манипуляции? Наверное, задать себе пару вопросов, честно на них ответить и действовать, исходя из ответов. Действительно ли я оскорблен, или мне эту мысль подсказали? Если я хочу, чтобы к святыням относились как святыням — поможет ли этому «демонстрация силы»? И, наконец — будет ли мне хоть какая-то польза от участия в митинге?
Я вот совершенно не театрал и «Тангейзера» не смотрел. Точнее, не слушал — это же опера. Но какие-то имеющие к ней отношение снимки выложили в сеть православные активисты, и я эти снимки увидел. Без особого на то желания, просто просматривая свою ленту новостей «ВКонтакте». Вопрос — если бы эти снимки оскорбили мои чувства, кого мне считать оскорбителем?
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522