«Вежливые люди были и 200 лет назад»: «Сибирский огонь» за чучелом содомита
На фестивале «Сибирский огонь» не только повесили содомита на глазах у детей — организаторы хотели показать, как правильно любить Родину. Почему ролевики и реконструкторы из маргинальных немассовых субкультур выросли в опору для патриотической пропаганды российских властей, разбиралась Тайга.инфо.
«Ну, где здесь девок насилуют?» — «Да в кустах!» — двое крепких мужчин идут от одного реконструкторского лагеря к другому и обсуждают самые насущные в их представлении потребности обычного средневекового человека. А может, просто шутят. Они проходят мимо виселицы, на которой подвешено человекообразное чучело с табличкой «Содомит» на груди, одобрительно кивают и идут дальше, чтобы заглянуть прямо в ствол пушке в лагере омичей, реконструирующих эпоху покорения Сибири. Рослый молодой человек с бородой, забивая трубку, просит мужчин не приближаться так близко к орудию, потому что «откуда вы знаете, вдруг оно заряжено», а когда один из них садится на пушку верхом, чтобы второй его «сфоткал», немного раздраженно просит слезть.
Повешенный содомит позже произвел большое впечатление на федеральные СМИ: телеканал «Дождь», сославшись на инстаграм корреспондента Тайги.инфо, сообщил всей стране, что «рядом с детским рыцарским турниром под Новосибирском повесили „содомита“». Аналогичная новость появилась и на новосибирском сайте НГС, что вызвало шквал осуждающих комментариев и чрезвычайно огорчило реконструкторов.
«Как говорится: „Свинья везде грязь найдет“. Автор статьи даже не потратил сил, чтобы описать всю красочность фестиваля. Не были описаны ни развернувшиеся перед вашими глазами сражения войны 1812 года, Первой и Великой Отечественной войны, ни жесткие сходы рыцарей в бугурте, ни покорение Сибири или красочные маневры ландскнехтов», — написал один из них в группе «Позднее Средневековье на „Сибирском огне 2015“».
В этом же сообществе выложили и видео с другим повешением — не содомита, а «божьей твари Даниила», которая была повинна «в ужасных преступлениях против Бога, короны и человечества». Даниил — игрушечная обезьянка — пытался «призвать страшных демонов», в том числе Вельзевула, так что его кончина на виселице, как и казнь содомита, была вполне в духе Высокого Средневековья. Когда вздернутая обезьянка задергалась в петле, издавая свои игрушечные звуки, зрители смеялись. Все происходящее один из реконструкторов в беседе с корреспондентом Тайги.инфо не под запись и любовно охарактеризовал как «трэш и угар, которые никто не отменял».
Но в целом фестиваль «Сибирский огонь» проходит мирно и без происшествий. По сообщению организаторов, его посетили более 32 тысяч человек. Похоже на правду, учитывая, что от поворота с трассы к селу Большой Оёш с утра 13 июня тянется бесконечная вереница автомобилей: это новосибирцы выбрались в середине длинных выходных поглазеть на реконструкции семи исторических эпох — от Раннего Средневековья до победных боев мая 1945 под Прагой.
Фестивальную поляну невозможно окинуть одним взглядом, она огромная, а география реконструкторов — еще больше, сюда съехался народ со всей России и из-за рубежа — Казахстана, Украины, Белоруссии. Сообщество людей, делающих фестиваль, неоднородно: бывшие (и настоящие) ролевики, адепты военно-исторических обществ и непосредственно реконструкторских клубов, мужчины, женщины, пожилые и дети, в конце концов, кони выступают в роли проводников истинного патриотизма — именно этой миссией наделяют их чиновники, открывающие фестиваль, в частности, губернатор Городецкий. При этом многие начинали свою реконструкторскую и военно-историческую карьеру именно на полигонах, и когда б вы знали, из какого сора росли костюмы для ролевых игр.
На вопрос, как из маргинального это движение превратилось в популярное и пользующееся поддержкой действующей власти, участники фестиваля отвечают по-разному. «Мы здесь — один из крупнейших клубов, и выживаем за счет того же, за счет чего организовался этот фестиваль: на нас есть социальный заказ, и государство вкладывает в нас деньги, — говорит Василий Минин, руководитель военно-исторического клуба „Служилые люди Сибири“ из Омска. — Мы — занимаемся историей присоединения Сибири, изучением и популяризацией периода конца XVI — середины XVII века. Я сам — педагог, работаю в системе дополнительного образования и использую реконструкцию как воспитательную технологию. Вроде бы успешно».
Василий и сам вышел из ролевиков. Говорит, в детстве не любил читать, но дедушка увлек его рассказами Толкиена. «Полюбив Средиземье, я попал на наш омский полигон, но быстро ушел оттуда, потусовавшись годика полтора — мне надоела вымышленность», — вспоминает он. Интерес к истории, учеба на худграфе и педагогический талант привели Минина к тому, к чему привели: «Мы отличаемся и от реконструкторов, и от ролевиков в силу того, что это довольно замкнутые субкультуры, направленные сами на себя. Говорить там про образовательные технологии — да кому это нужно? Никто этим не занимается, и это наше самое первое отличие от них — мы стараемся нашими знаниями поделиться».
О новосибирской тусовке он отзывается с улыбкой, по его мнению, они «конкретно раздолбаи», о соседях из Красноярска, чей конек — наполеоника, говорит, что они «зануды-реконструкторы», а, например, томичи-РККАшники — «мужики, которые за Родину радеют, просто классные и считают, что Красная армия всех сильней». Но ко всем этим сообществам тяжело прибиться молодым людям в силу дороговизны такого хобби. Будни же омского клуба — работа с молодежью.
«Я ищу ребят, в течение года мы готовимся к образовательному событию, например, к поездке на военно-исторический фестиваль, — рассказывает руководитель омского клуба. — Мы делаем костюмы, изучаем источники, приобретаем военно-прикладные навыки по стрелецкому делу, по пушкарскому. А на фестивалях у них есть возможность использовать все те навыки, которые они приобрели, в реальных условиях. Система получается и образовательной, и воспитательной: выстраивание связи поколений, сопереживание своим предкам достигается как раз на фестивалях — это мощный, действенный момент и играет на тонких душевных струнах».
То, что «для широкой популяризации дела нужно показывать себя, как обезьянок», Минин считает нормальным. «Я взрослый человек и понимаю, что это работает: кто-то увидит и узнает, что историей Сибири занимаются, классно, что ее достают из небытия. Если из этой тысячи зрителей один заинтересуется на самом деле и придет в клуб — это хорошо», — пояснил он.
Тем не менее, к среде реконструкторов собеседник Тайги.инфо относится с известным скепсисом. «Отношение к истории, как к своеобразному пикнику, мне не близко, мне хочется другого. К истории в основной своей части люди относятся без пиетета, как к разменной монете, — уверен омич. — Здесь мало людей, которые способны анализировать и делать далеко идущие выводы, для них это просто развлекуха. Но те, кто анализирует всё происходящее — те, конечно, пропутинских взглядов».
В пяти минутах ходьбы от омского лагеря — красноярцы, те самые «зануды», реконструирующие эпоху Наполеоновских войн. Рядом с неброскими нарядами горожан эпохи русского и европейского Средневековья униформа статного канонира второго класса Первого полка морской артиллерии Великой императорской армии Эгля, стоящего на карауле, выгодно выделяется цветом и яркостью. Чтобы сфотографироваться с ним, зрители выстраиваются в очередь — женщины лучезарно улыбаются, а мужчины приосаниваются.
Вячеслав Орлов, посвятивший лучшие годы жизни наполеонике, в миру — юрист. «Если реконструктора назвать ролевиком, он сильно обидится, — заявляет Орлов. — Мы причисляем себя именно к реконструкторам, не к ролевикам, не к патриотическому воспитанию, хотя в определенной степени эту функцию выполняем. У нас есть общественная организация „Красноярское общество любителей военной истории“».
У истоков этой организации стояли руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Константин Шумов, судя краевого гарнизонного военного суда Андрей Токмаков, покойный Олег Иванов, бывший председателем «Красноярского общества любителей военной истории». Номинальная численность клуба, по словам Орлова, «человек 40 строевых и от 5 до 20 тех, кто готов выехать на фестивали, в зависимости от мероприятия и затрат, потому что выезд — это очень затратно».
В клубе — люди, в основном, состоятельные и состоявшиеся: чиновниики, судьи, архитекторы, врачи. «Жесткого графика у нас нет, деятельность клуба состоит из регулярных собраний и обсуждений насущных вопросов, планирования, выездов на фестивали, тренировочных выходов в городе, — перечисляет канонир Эгль. — На тренировках отрабатываем маневры, оттачиваем мастерство, а потом участвуем либо в „сборных солянках“ из реконструкций различных эпох, либо в мероприятиях конкретно по наполеонике, приуроченные к различным сражениям: Аустерлиц, Бородино, Ватерлоо, Лейпциг».
Форма Орлова страшно неудобна: в темном толстом сукне на солнце жарко, аутентичные сапоги натирают ноги, «но это помогает вжиться и понять, насколько это было для людей тяжело». Против расхожего пацифистского мнения, что реконструкция военных событий распаляет жажду войны, Вячеславу есть, что возразить: «Историческая реконструкция — это один из методов научного познания. В конце концов, хочется ощутить чувства, которые испытывали те люди в то время, максимально к ним приблизиться, чтобы узнать все эти тяготы, чтобы понять, что война — это очень плохое дело, этим заниматься не надо».
Любая война, уверен красноярец, сопряжена с ура-патриотическим подъемом, который сменяется мясорубкой и смертью, опустошает и изматывает, и понять это было бы неплохо и русскому, и любому другому человеку. Жалко только, говорит он, что и «200 лет назад все видели, какая это бойня и какие это потери, но так до сих ничего и не усвоили».
Зрелые размышления, дорогущая амуниция, восстановленная по документальным источникам, билеты на дорогу до фестивалей — все это делает реконструкторство практически элитным увлечением, хотя и здесь возможны варианты, далеко не всегда подразумевающие исследовательский интерес и патриотический раж.
«Конечно, есть клубы — костюмированная пьянка. Есть даже и шутка: „Ты на какую эпоху бухаешь?“ — отмечает Орлов. — А где нормальные, адекватные люди, там нормальная и адекватная атмосфера во всем. И отношение к клубу со стороны из этого складывается: к кому-то относятся как к алкашам в костюме, к кому-то — как к нормальным людям».
Костюмированных пьянок на «Сибирском огне», вроде, не наблюдается — и зрители, и участники фестиваля блюдут трезвость и с живым любопытством исследуют поляну. Как и обещали, организаторы уделяют внимание программе для маленьких гостей. Так, в детском рыцарском турнире приняли участие 48 мальчиков и девочек 7–9 лет. Пока малыши потешно машут игрушечными мечами, прохожие шутят: это здесь детей на органы продают? А судья постоянно призывает раздухарившихся пацанов к дисциплине, угрожая «отчислить из турнира».
К дисциплине призывают и взрослых, плотным кольцом обступающих поле, на котором одна за одной реконструируются великие битвы. «Сделайте пять шагов назад! Пожалуйста! Здесь будут стрелять! Слышите, как вежливо к вам обращаются, дорогие зрители? „Вежливые люди“ были и 200 лет назад!» — говорит комментатор битв, и это не последний раз, когда тут касаются современности, разобраться в которой, по убеждению организаторов фестиваля, помогает знание истории.
«Я с детства не любил XX век, мне он казался скучным и неромантичным, раз мечей нет, — говорит судья рыцарского турнира Алексей Ширяев, которого в Новосибирск привели „крепкие узы военно-исторической дружбы“. — Но потом я стал понимать, как события Средних веков отзываются позднее. До сих пор мы геополитически расхлебываем кашу, которая была заварена столетия назад. Ну, вот, например, война в Югославии — это, несомненно, отголосок еще средневековых событий, немецкого натиска на восток, когда одни славянские народы — хорваты — оказались католиками. Или Австрия: славяне генетически, а по языку и культуре — полностью онемеченные. Или, например, сербы, которые стоят бастионом православия».
Алексей в 2002-м закончил гуманитарный факультет НГУ и уехал в Беларусь. По образованию историк, он больше известен как поэт, певец и музыкант — легендарный Крыс, кумир ролевиков и реконструкторов, исполнитель баллады «Пепел Нью-Кастла» и других песен в дуэте со своей бывшей женой Анной aka Шмендрой Ширяевой и соло.
«На Украине тоже все очень просто, — напомнил Крыс. — Я на Майдан когда ездил, посмотреть и попытаться отговорить людей от этого беспредела и глупости, опросил там семь человек, выбирал в разных весовых категориях: вот этот, вроде, поинтелллектуальнее, а этот — боец-боец, этот — постарше, может быть, соображает, а вот блондинка затесалась... Так вот, из семи опрошенных шестеро были приезжими с Галитчины, с Западной Украины. Украин, на самом деле, даже не две, а больше. Закарпатье — это совсем не украинцы даже. Классическая Украина — казаки и Тарас Бульба — это Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. А Закарпатье очень давно из состава Руси вышло, они слишком долго не были русскими. Когда их Сталин присоединил, голова у них была совсем на нас не похожа. Естественно, это и есть самый легко возбудимый элемент, люди, которых проще всего направить против нас».
Кампания за федерализацию Сибири ему в этой связи тоже не нравится. «Я когда-то давным-давно симпатизировал идее „хватит кормить Москву“, — вспоминает собеседник Тайги.инфо. — Но повзрослев и присмотревшись, понял, что по отдельности все обречены на уничтожение, потому что сибиряки при отделении не удержат такую территорию — слишком много желающих, во-первых. Во-вторых, этим „реальным сибирякам“ тоже выделяются по распределению какие-то гранты со стороны специальных людей».
Интерес власти к реконструкторскому сообществу он воспринимает как выгодное сотрудничество. «Администрация, которая говорит о патриотизме, права — это их интерес, тут у нас прекрасный союз, — подтверждает Крыс. — Но этот фестиваль отличается от официальных придворных мероприятий, организуемых властями, тем, что мы действительно настоящие. Нас не создали административным заклинанием или путем вливаниях специальных средств — мы существуем сами по себе и существовали без них».
Текст Маргариты Логиновой
Фото Татьяны Ломакиной и Александра Бакаева