Фашизм под гжель и хохлому-4
23 Июл 2015, 06:39
Современная информационная цивилизация получает удовольствие от невзросления. Поэтому детское неприятие реалий жизни встречается сплошь и рядом. В том числе и в образовании. Зачем понимать принцип устройства предметов и принцип функционирования процессов во всех их сложностях и взаимосвязях, если жить с «черными ящиками» вокруг себя просто напросто проще? Зачем верить в бога, если он не выполняет капризы и прихоти, выдаваемые инфантильным мозгом за нормальные желания, а требует чего-то странного, что нарушает внутренний комфорт? Всю свою историю человек стремился к миру с собой и цельности. Сейчас под этим обычно понимается умение не принимать действительность и решать проблемы путем переноса их на будущее. Благо, что подобная безответственность в современном мире не влечет за собой скорой гибели пациента.
В фашизме всё не так. Фашизм дает каждому его место в мире. От самого человека не так уж и много зависит. Причем зависит не от того, что человек делает, а от того, что человек не делает. То есть, в простом информационном обществе массового потребления весь мир обращается к человеку персонально — начиная от рекламы и заканчивая политиками, а глобальные цели при этом — достижение настоящей сказочной беззаботности. В больном фашизмом обществе глобальные цели невероятно глобальны и в конечном итоге направлены на то, чтобы заставить всех окружающих признать, что мы — лучшие. Цели стать лучшими обычно нет, поэтому фашизм не может не быть агрессивным. А вот персонального отношения, даже в виде ложного индивидуализма, увидеть уже невозможно. Государство как проводник национальных идей и прочей глупости не обращается к каждому человеку как к человеку — оно обращается к нему как к члену какой-либо корпорации.
При этом не стоит примитивизировать представление о фашистском обществе как о жестко кастовой системе. Фашизм — это во многом модернизированный феодализм. Но как продукт уже массового общества он может существовать только в том случае, если всё общество включено в информационное пространство. Что такое корпорация? Мы привыкли жить еще явлениями и понятиями первой половины XX века, которая в СССР тянулась на несколько десятилетий больше.
В такой системе фашизм, как и за сто лет до этого, предлагает простые решения. Но раньше эта простота была очень примитивно направлена простив интеллектуалов, которые говорят правду, и эта правда, будучи донесенной до каждого конкретного адепта, могла ему открыть глаза на суть мира вокруг и на самого себя. Сейчас этих правд слишком много, «открыть народу глаза» более невозможно — скорее надо остановиться на время, закрыть глаза и подумать. А наиболее опасными стали те интеллектуалы, которые не понимают, что есть Правда, а есть Ложь. Более всего фашизм выступает против тех, кто вообще отрицает его базовые логические ценности: что есть простые решения, что есть одна правда, что разнообразие взглядов — признак слабости, что инакомыслие — признак врага. Как видите, фашизм не меняется по уровню примитивности, но неплохо адаптируется к современному миру.
Но где же в современном мире корпорации? Где те самые кирпичики, из которых строится фашизм? Как и в случае с простыми решениями, принцип остался тем же, но, адаптировавшись под современность, сейчас выглядит по-другому.
Что такое государство? На этот вопрос существовало много ответов, и почти все они в чем-то справедливы. Это и инструмент насилия на определенном этапе реализации власти. Это и результат общественного договора. Это и механизм решения проблем человека и общества. Это овеществленные в структуре правила игры. В любом мало-мальски здоровом обществе государство выполняет общественный заказ — помогает людям организовать решения их проблем.
Нормальное государство, вынужденное существовать с естественными потребностями гражданина в свободе, в частной собственности, в рыночной экономике, в защите себя и своих прав, строит свои отношения с каждым гражданином персонально. Каждому начисляется налог по доходам и собственности его. Каждому дается налоговый вычет по качеству расходов и положения его. Каждому дается социальная помощь по потребности в ней. Даже если нормальное государство принимает какой-нибудь массовый закон, касающийся большой группы населения, то прекрасно отдает себе отчет в социологии этого закона. В том, какой части граждан с таким-то положением это коснется и к каким это приведет результатам. Поэтому любому нормальному государству жизненно важно знать статистику, жизненно важно представлять социальную структуру общества — то есть обладать информацией и опираться на здравый смысл.
В современном обществе формальные организации как инструмент мобилизации исчерпали себя. Так как реальная изоляция сменилась на ментальную, значительная часть борьбы ведется в информационном пространстве. Поэтому сейчас используется гибридный корпоративизм — сочетание (а) рудиментов старых формальных объединений, (б) формальной принадлежности части населения к выделяемой государством социальной группе, объединенной корпоративным сознанием не столько членством, сколько информационным фоном, (в) сетевого отчасти самоорганизующегося корпоративизма, (г) корпоративизма высоких абстракций, формируемого информационным давлением на общество.
В России для современного фашизма существует отличная функциональная база, оставшаяся нам в наследство от распадавшегося в течение четырех десятилетий сталинизма. Главным элементом это базы было и остается принципиальное нежелание государства иметь дело персонально с отдельным гражданином. Более того — нет даже представления о возможности этого.
Поэтому, кстати, нет представления о необходимости существования нормальной судебной системы — зачем она, если туда приходит один отдельно взятый человек со своими частными претензиями? Но главное — это нежелание и неумение со стороны государства выполнять свои функции, включая социальные, персонально.
Феодализм в управлении и правовой системе породил государственные компании, принцип работы которых лежит вне рыночной экономики. Есть и формальные корпорации — например профсоюзы, которые уже давно не профсоюзы, системные политические партии, которые зачастую не являются партиями. Есть корпорации, например, православных активистов.
А есть корпорация тех, кто смотрит и верит государственным телеканалам. И формирующаяся абстракция верхнего уровня — «патриот России». Фашизм все упрощает. Вместо тезиса «главное, что ты человек», предлагается другой — «главное, что ты патриот России». Можно опустить планку еще ниже — «главное, что ты патриот русского народа».
При соответствующей подготовке общества большая конкретизация дает некоторое сужение круга сторонников, но повышает плотность безумия. Например, тезис «ты — русский, а значит должен научить весь мир жить правильно» уже предполагает активные действия, направленные во внешний мир.
При этом существуют риски — любое опускание планки высшей принадлежности к избранным увеличивает долю «врагов». Людей, поставленных вне корпораций. Благо, что информационное пространство позволяет манипулировать и этими процессами. Тебе же не говорят, что завтра ты пойдешь в газовую камеру. Тебе говорят, что ты — «пятая колонна». Тебе не говорят, что тебе нет места в мире. Тебе просто говорят, что ты — «национал-предатель», и ты всё понимаешь.
Проблема в том, что в фашизм нельзя поиграть, а потом оставить. Этот тот джин из бутылки, который либо будет развеян более сильными существами, если полезет во внешний мир, либо вымрет сам, когда свернет пространство и закуклится, когда у него кончатся внутренние ресурсы. Ведь главное в любом фашизме то, что он не вечен.
Современная информационная цивилизация получает удовольствие от невзросления. Человечество привыкает решать проблемы путем переноса их на завтра. В фашизме всё не так. Он дает каждому его место в сказочном мире. В больном фашизмом обществе глобальные цели заставляют всех признавать, что мы — лучшие.
В искаженном пространстве живет в той или иной степени каждый современный человек. Но современный человек в свободной стране, больной лишь издержками массовой культуры и общества потребления, живет в искаженном информационном пространстве по своему выбору. У него есть интернет, но читает он только то, что совпадает с его представлениями о норме, потому что только в этом случае он чувствует себя полноценным человеком, который живет правильно.Современная информационная цивилизация получает удовольствие от невзросления. Поэтому детское неприятие реалий жизни встречается сплошь и рядом. В том числе и в образовании. Зачем понимать принцип устройства предметов и принцип функционирования процессов во всех их сложностях и взаимосвязях, если жить с «черными ящиками» вокруг себя просто напросто проще? Зачем верить в бога, если он не выполняет капризы и прихоти, выдаваемые инфантильным мозгом за нормальные желания, а требует чего-то странного, что нарушает внутренний комфорт? Всю свою историю человек стремился к миру с собой и цельности. Сейчас под этим обычно понимается умение не принимать действительность и решать проблемы путем переноса их на будущее. Благо, что подобная безответственность в современном мире не влечет за собой скорой гибели пациента.
В фашизме всё не так. Фашизм дает каждому его место в мире. От самого человека не так уж и много зависит. Причем зависит не от того, что человек делает, а от того, что человек не делает. То есть, в простом информационном обществе массового потребления весь мир обращается к человеку персонально — начиная от рекламы и заканчивая политиками, а глобальные цели при этом — достижение настоящей сказочной беззаботности. В больном фашизмом обществе глобальные цели невероятно глобальны и в конечном итоге направлены на то, чтобы заставить всех окружающих признать, что мы — лучшие. Цели стать лучшими обычно нет, поэтому фашизм не может не быть агрессивным. А вот персонального отношения, даже в виде ложного индивидуализма, увидеть уже невозможно. Государство как проводник национальных идей и прочей глупости не обращается к каждому человеку как к человеку — оно обращается к нему как к члену какой-либо корпорации.
При этом не стоит примитивизировать представление о фашистском обществе как о жестко кастовой системе. Фашизм — это во многом модернизированный феодализм. Но как продукт уже массового общества он может существовать только в том случае, если всё общество включено в информационное пространство. Что такое корпорация? Мы привыкли жить еще явлениями и понятиями первой половины XX века, которая в СССР тянулась на несколько десятилетий больше.
Более всего фашизм выступает против тех, кто отрицает его базовые логические ценности: что есть простые решения, что есть одна правда, что разнообразие взглядов — признак слабости, что инакомыслие — признак врага
Характерной чертой общества того времени является превалирование формальных массовых организаций — всяческих картелей в монопольном бизнесе, профсоюзов на рынке труда, политических партий с миллионами членов в политической жизни. Корпорация того времени, как строительный кирпич общества, сломанного до уровня фашизма, — это формальные организации, объединения, союзы. Иного способа коммуникации и мобилизации в то время существовать не могло. Современный мир устроен по-другому. В нем есть двусторонние информационно-коммуникативные потоки. Современный мир познал сетевые структуры. Он умеет зомбировать не столько утаиванием и намеренным искажением информации, сколько избытком этой информации, ее принципиальной сложностью. Тем, что многочисленные трактовки сути этой информации могут быть поняты лишь незначительной образованной и культурной частью населения.В такой системе фашизм, как и за сто лет до этого, предлагает простые решения. Но раньше эта простота была очень примитивно направлена простив интеллектуалов, которые говорят правду, и эта правда, будучи донесенной до каждого конкретного адепта, могла ему открыть глаза на суть мира вокруг и на самого себя. Сейчас этих правд слишком много, «открыть народу глаза» более невозможно — скорее надо остановиться на время, закрыть глаза и подумать. А наиболее опасными стали те интеллектуалы, которые не понимают, что есть Правда, а есть Ложь. Более всего фашизм выступает против тех, кто вообще отрицает его базовые логические ценности: что есть простые решения, что есть одна правда, что разнообразие взглядов — признак слабости, что инакомыслие — признак врага. Как видите, фашизм не меняется по уровню примитивности, но неплохо адаптируется к современному миру.
Но где же в современном мире корпорации? Где те самые кирпичики, из которых строится фашизм? Как и в случае с простыми решениями, принцип остался тем же, но, адаптировавшись под современность, сейчас выглядит по-другому.
Что такое государство? На этот вопрос существовало много ответов, и почти все они в чем-то справедливы. Это и инструмент насилия на определенном этапе реализации власти. Это и результат общественного договора. Это и механизм решения проблем человека и общества. Это овеществленные в структуре правила игры. В любом мало-мальски здоровом обществе государство выполняет общественный заказ — помогает людям организовать решения их проблем.
Нормальное государство, вынужденное существовать с естественными потребностями гражданина в свободе, в частной собственности, в рыночной экономике, в защите себя и своих прав, строит свои отношения с каждым гражданином персонально. Каждому начисляется налог по доходам и собственности его. Каждому дается налоговый вычет по качеству расходов и положения его. Каждому дается социальная помощь по потребности в ней. Даже если нормальное государство принимает какой-нибудь массовый закон, касающийся большой группы населения, то прекрасно отдает себе отчет в социологии этого закона. В том, какой части граждан с таким-то положением это коснется и к каким это приведет результатам. Поэтому любому нормальному государству жизненно важно знать статистику, жизненно важно представлять социальную структуру общества — то есть обладать информацией и опираться на здравый смысл.
Фашистская страна стремится лишь к формальному признанию себя лучшей со стороны окружающих любыми способами. Сейчас для этого есть гибридная война и ментальная изоляция
Фашизм реальности знать не хочет. Как уже говорилось выше, фашистская страна не стремится быть лучшей — она стремится лишь к формальному признанию себя таковой со стороны окружающих любыми способами. В классическом фашизме для достижения этого было два пути — война и изоляция. Сейчас это все скорректировалось на информационное общество. Сейчас это гибридная война и ментальная изоляция, основанная на пропаганде простых решений. Но этого мало. Для фашизма нужен корпоративизм.В современном обществе формальные организации как инструмент мобилизации исчерпали себя. Так как реальная изоляция сменилась на ментальную, значительная часть борьбы ведется в информационном пространстве. Поэтому сейчас используется гибридный корпоративизм — сочетание (а) рудиментов старых формальных объединений, (б) формальной принадлежности части населения к выделяемой государством социальной группе, объединенной корпоративным сознанием не столько членством, сколько информационным фоном, (в) сетевого отчасти самоорганизующегося корпоративизма, (г) корпоративизма высоких абстракций, формируемого информационным давлением на общество.
В России для современного фашизма существует отличная функциональная база, оставшаяся нам в наследство от распадавшегося в течение четырех десятилетий сталинизма. Главным элементом это базы было и остается принципиальное нежелание государства иметь дело персонально с отдельным гражданином. Более того — нет даже представления о возможности этого.
Поэтому, кстати, нет представления о необходимости существования нормальной судебной системы — зачем она, если туда приходит один отдельно взятый человек со своими частными претензиями? Но главное — это нежелание и неумение со стороны государства выполнять свои функции, включая социальные, персонально.
У нас нет нормальной статистики, мы не знаем, какой была реальная инфляция, каков реальный уровень занятости. Но государству этого и не надо
У нас практически нет нормальной статистики, мы с трудом представляем себе реальный уровень дохода различных групп населения, мы не знаем, какой была реальная инфляция для разных слоев населения, каков реальный уровень занятости в стране. Но государству этого и не надо. Для государства не существует людей — есть только корпорации. Поэтому платится зарплата бюджетникам вне зависимости от того, нужна их работа или не нужна, качественно они ее выполняют или нет — в глазах государства это корпорация. Поэтому вместо пенсии платится социальная помощь (пенсией это назвать сложно), но не тем, кто действительно в этой помощи нуждается, а тем, кто просто достиг определенному возраста — это корпорация.Феодализм в управлении и правовой системе породил государственные компании, принцип работы которых лежит вне рыночной экономики. Есть и формальные корпорации — например профсоюзы, которые уже давно не профсоюзы, системные политические партии, которые зачастую не являются партиями. Есть корпорации, например, православных активистов.
А есть корпорация тех, кто смотрит и верит государственным телеканалам. И формирующаяся абстракция верхнего уровня — «патриот России». Фашизм все упрощает. Вместо тезиса «главное, что ты человек», предлагается другой — «главное, что ты патриот России». Можно опустить планку еще ниже — «главное, что ты патриот русского народа».
При соответствующей подготовке общества большая конкретизация дает некоторое сужение круга сторонников, но повышает плотность безумия. Например, тезис «ты — русский, а значит должен научить весь мир жить правильно» уже предполагает активные действия, направленные во внешний мир.
При этом существуют риски — любое опускание планки высшей принадлежности к избранным увеличивает долю «врагов». Людей, поставленных вне корпораций. Благо, что информационное пространство позволяет манипулировать и этими процессами. Тебе же не говорят, что завтра ты пойдешь в газовую камеру. Тебе говорят, что ты — «пятая колонна». Тебе не говорят, что тебе нет места в мире. Тебе просто говорят, что ты — «национал-предатель», и ты всё понимаешь.
Проблема в том, что в фашизм нельзя поиграть, а потом оставить. Этот тот джин из бутылки, который либо будет развеян более сильными существами, если полезет во внешний мир, либо вымрет сам, когда свернет пространство и закуклится, когда у него кончатся внутренние ресурсы. Ведь главное в любом фашизме то, что он не вечен.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522