«Подъячева начали методически убивать в Советском РОВД»

© tkru.ru
«Подъячева начали методически убивать в Советском РОВД»
05 Фев 2017, 14:40

Свидетели рассказали в суде о «системном нарушении» прав общественного деятеля Павла Подъячева, в том числе, на медицинскую помощь, во время его задержания сотрудниками полиции в марте 2015 года. Фактически он медленно умирал почти два года как минимум при бездействии правоохранительной системы. Тайга.инфо публикует отчет общественных защитников о судебном заседании по делу Подъячева, которое продолжается и после его смерти.

Свидетель обвинения по делу погибшего руководителя программы «Безопасный район» Павла Подъячева Андрей Константиновский и бывший понятой Никита Жиров в ходе судебного заседания подтвердили факты системного нарушения прав общественника сотрудниками полиции в ходе задержания 12 марта 2015 года. В частности, как заявил Андрей Константиновский, оперативники не предоставили Подъячеву медицинскую помощь (и не позволили это сделать самому Константиновскому), когда общественник «лежал на полу и просто умирал» в здании отдела полиции 10 «Советский» из-за повышенного давления. По данным Никиты Жирова, полицейские также на протяжении многих часов не давали Подъячеву позвонить адвокату.

«Его начали убивать методически. У него давление было жуткое. Я пытался вызвать скорую помощь, у меня отобрали телефон, сообщил Андрей Константиновский в ходе заседания. Конкретную цифру я не знаю, нам не дали измерить, телефон отобрали. Он лежал на полу и умирал просто! На полу в РОВД, прямо на полу, реально. Телефоном не разрешили воспользоваться, скорую я вызвать не смог».

По словам Константиновского, она помогал в последние месяцы перед арестом Павлу Подъячеву заниматься его общественными проектами, в том числе на своей машине регулярно подвозил руководителя программы «Безопасный район» по делам. В последний раз он привез гражданского активиста на встречу с Владимиром Толстых, помощником депутата Законодательного собрания Новосибирской области, академика Николая Похиленко, закончившуюся арестом.

Заодно задержали и самого Константиновского, который в это время сидел в машине на улице и ждал Подъячева. Через некоторое время их обоих увезли в здание ГУ МВД по Новосибирской области на улице Серебренниковской, продержали несколько часов и ночью вернули в Советский район, уже в ОП 10 «Советский» (где Подъячев как раз «лежал на полу и умирал»). Под утро Константиновского выпустили (и сделали свидетелем), а создатель «Безопасного района» остался за решеткой. Вскоре после этого общественника госпитализировали с инфарктом в ЦКБ, но затем почему-то взяли под стражу, где Подъячев и содержался до своей смерти 21 ноября 2016 года.

«Он красный был как рак, рассказал Константиновский, описывая момент, когда их с Подъячевым везли днем в центр города после ареста на полицейской ГАЗели. Когда давление зашкаливает, немыслимые вещи кругом, плохо было человеку».

Подъячев просил адвоката, отказывался подписывать протокол без защитника, но сделать звонок ему не давали

По словам свидетеля, фактически все это время Павел Подъячев оставался в наручниках, хотя не оказывал сопротивления и вел себя тихо. То, что общественник не оказывал сопротивления, подтвердил и Никита Жиров, который на тот момент был студентом и по просьбе полицейских стал понятым.

«На здоровье, я помню, он жаловался, что давление у него 200», отметил Жиров в ходе судебного заседания. Однако, по его словам, оперативники никак не реагировали, никакую помощь не оказывали, лекарств не давали и скорую помощь не вызывали.

«Когда мы зашли, Подъячев говорил полицейским: Я даже не сопротивлялся, меня уронили на пол, зачем, если я даже не сопротивлялся? На что сотрудник ОМОНа ответил: вы полезли в карман, мне показалось, что у вас там оружие может быть, рассказал бывший понятой. В соответствии со статьей, если возникает опасность для сотрудников полиции, можно применять физическую силу. Когда адвоката потребовал Подъячев, ему Аксенов (имеется в виду старший оперуполномоченный ГУ МВД по Новосибирской области, подполковник полиции Василий Аксенов, руководивший задержанием Подъячева) сказал: адвоката предоставим, но чуть попозже, сейчас протокол составим, дадим вам возможность связаться».

Как сообщил Жиров, Подъячев просил адвоката, отказывался подписывать протокол без защитника, но сделать звонок ему не давали. И сам Жиров так и не увидел этого момента (общественнику разрешили позвонить адвокату только на следующий день, 13 марта 2015 года).

Стоит отметить, что Никита Жиров уже дал подобные показания в июне 2016 года при предыдущей судье Анжелике Носовой:

Подъячев просил предоставить адвоката. Сотрудники не отказывались, но и не давали возможность, говорили ему немного подождать. Они оттягивали этот момент, в итоге я так и не знаю, был ли предоставлен Подъячеву адвокат.

Подъячев просил дать ему возможность позвонить адвокату. При мне сотрудники полиции не разрешили Подъячеву позвонить адвокату. Он только просил сделать телефонный звонок. Он говорил: «Я имею право на один телефонный звонок, дайте возможность». При мне ему такой возможности не предоставили.

Мне кажется, что он все время был в наручниках. Подъячев говорил, что у него давление. Когда мы ехали, он сказал сотруднику о том, что плохо себя чувствует, что у него давление. Я слышал об этом один раз, может быть, он и раньше говорил сотрудникам о состоянии здоровья. было заметно, что он некомфортно себя чувствует.

«Либо кто-то позвонил, либо топнул ногой и все изменилось за секунду. Нас повезли в Советское РОВД, и совсем по-другому начали разговаривать, через губу»

Показания Никиты Жирова послужили одним из оснований для обращения в различные правоохранительные органы с требованием привлечь виновных в нарушении прав Павла Подъячева к ответственности. Обращение в службу собственной безопасности МВД привело к началу проверки силами данного ведомства.

Любопытно, что в ходе процесса Андрей Константиновский предположил (хотя и оговорился, что не может этого формально доказать) личную заинтересованность сотрудников полиции в аресте и изоляции Павла Подъячева. По его словам, в здании ГУ МВД по Новосибирской области отношение оперативников начало теплеть. Спустя шесть часов после задержания ему даже сказали вызвать такси, чтобы он мог уехать с руководителем «Безопасного района»домой. Однако затем ситуация почему-то резко изменилась.

«Сначала эти опера показывали нам видео, как задерживали какого-то преступника, хохотали, смеялись, рассказал Константиновский. Я слышал, как Подъячев рассказывал, что он делает, про видеонаблюдение. Ему задавали вопросы, даже специального характера. Нормальный живой разговор. Потом что-то случилось, пришел человек, представившийся полковником, опера молодые задергались, занервничали. Мне показалось, что-либо кто-то позвонил, либо сказал, топнул ногой и все изменилось за секунду. Соответственно, и такси уже не надо. И нас повезли в Советское РОВД, и совсем по-другому начали разговаривать, через губу».

Следующее судебное заседание состоится 15 февраля в 09:00 в Советском районном суде Новосибирска по адресу Кутателадзе, 16а.

Александр Галичанин

Подробнее о деле Подъячева сюжет Тайги.инфо





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года