«У Гершвина можно услышать широту русской души»: как открывался Транссибирский арт-фестиваль
Дирижер Лоренс Фостер встал за пульт Новосибирского симфонического оркестра на открытии Транссибирского арт-фестиваля. Накануне он объяснил, почему напоминает вестерн музыка Аарона Копленда, никогда не ездившего верхом и боявшегося лошадей (ФОТО и ВИДЕО).
Транссибирский арт-фестиваль (подробнее о программе здесь) открылся вечером 15 марта программой американской музыки. Новосибирский академический симфонический оркестр исполнил под управлением дирижера из США Лоренса Фостера произведения Аарона Копленда и Джорджа Гершвина.
«Сегодня особый день для меня, поскольку фестиваль стал неотъемлемой частью моей жизни, — заявил на пресс-конференции, предваряющей фестиваль, его худрук Вадим Репин. — Я уже не помню, сколько лет прошло с тех пор, как мы впервые оказались на одной сцене с Лоренсом Фостером, это случилось много десятков лет назад».
Сам маэстро Фостер сказал, что приглашение на фестиваль от Репина было для него большим сюрпризом и честью. «Я столько важного и хорошего слышал об этом событии, что постарался сделать все возможное, чтобы быть здесь, — отметил дирижер. — Несмотря на то, что я здесь всего 48 часов, уже понимаю, что от других, более коммерческих и брутальных, на которые люди просто приезжают, играют и уезжают, этот фестиваль отличается семейным чувством. Здесь я себя чувствую, как у себя, очень теплый прием».
На вопрос Тайги.инфо, не вредно ли такому талантливому скрипачу, как Вадим Репин, на взгляд маэстро, занимается организацией фестиваля, Фостер ответил, что у музыканта все прекрасно получается: «Это персона, которая близко знакома с великими именами, он уважаем и принимаем ими, так что с точки зрения привлечения сюда узнаваемых имен, это великолепный выбор. За что можно было бы покритиковать Вадима: хотелось бы больше слышать, как он играет. Но я уверен, что каждый день он находит время на скрипку».
Когда Фостер сам руководил фестивалем в Бухаресте, ему ставили в укор, что он много дирижирует, а не занимается организацией. «Нет идеала!» — пошутил дирижер.
«Композиторов Копленда и Гершвина роднит то, что это музыка русско-еврейская, их родители принадлежат к первой волне уехавших в Америку русских евреев, — рассказал о программе Фостер. — У Гершвина можно услышать широту русской души. А от музыки Копленда подсознательно рождаются картинки прерий, это все создается посредством нот. Его музыка очень фольклорная, напоминающая о вестернах и лошадях, но Копленд, вообще-то, никогда в жизни не ездил верхом. Он страшно боялся лошадей, он сам мне говорил. Его музыка расширяет горизонты, при том, что его географический кругозор был очень мал, он в жизни нигде не был кроме Бостона и Нью-Йорка».
Кроме того музыку Копленда, по словам дирижера из США, отличает гармония, широта и оптимизм, но, хотя она и ощущается иногда наивно, исполнять ее непросто: «Она неоклассична, сродни Стравинскому, ее чертовски сложно играть, — подчеркнул дирижер. — Для новосибирского оркестра это музыка незнакомая, это не их стиль. Каждому дирижеру хочется больше репетиций с оркестром, но мы исходили из плана фестиваля. Что касается меня, то, как говорил великий дирижер Челибидаке, со средним оркестром достаточно двух-трех, с оркестром высшей пробы мало и десяти».
Тайга.инфо представляет репортаж Кирилла Канина (при участии Виктора Дмитриева) о неформальной части открытия Транссибирского фестиваля с ансамблем «Ретро» и VIP-гостями.