«Нормальные пацаны» против «лузеров»
Сегодняшний россиянин — это законченный индивидуалист и сибарит. Факты несправедливости и государственного произвола воспринимаются им лишь как «личные проблемы» тех, кого это коснулось.
Людей, пока они не получат клеймо «лузера», не волнуют попытки смены власти. Журналист Олег Носков размышляет о расслоении общества, «синице в руке» и возможности повторения армянского сценария в России.
На волне армянских событий опять начались интеллигентские охи-вздохи о «русском долготерпении»… «Вот уже и армяне майданят, а у нас… Тьфу, рабское сознание!»…
Давно хотел высказаться по этому поводу… Как ни странно, придется мне обратить внимание на вещи вполне очевидные, но которые в упор не замечает наша вольнолюбивая интеллигенция. Всё, на самом деле, банально. Как бы мы ни относились к действующей власти, но за последние 15 лет большая масса простых россиян реализовала-таки свою маленькую мещанскую мечту о счастье по-советски: собственная машина (иногда две), дача, квартира, видео (теперь это Интернет и DVD — что даже еще круче), вкусная жрачка, море заграничных шмоток, поездки за рубеж, магазины без очередей и куча всякой развлекухи. Ну и в довесок — баня, пиво, шашлыки (этого теперь вдоволь)… Набор не сложный, но он — реальный. Народ уже не мечтает о спасении человечества, об изменении мира. Он поймал синицу в руку и теперь главное — удержать ее. И пока он ее держит, ему глубоко пофигу ваши интеллигентские стенания об «извечном русском рабстве».
Можете убиться об стену, но люди пока еще пребывают в потребительской эйфории, о чем в годы СССР они могли только мечтать. Я даже так скажу: именно в последнее десятилетие мечта вчерашнего совка стала реальностью. Поэтому всякие разговорчики, типа: «Их угнетают, а они терпят» — признак глубокой неадекватности тех, кто так говорит. Переносить клише позапрошлого века на нынешние российские реалии — значит нифига не понимать и ничего не смыслить в происходящем. Люди не испытывают никакого угнетения. Жизнь в стране, конечно же, полна несовершенств, но это лишь повод изловчиться и исхитриться, показать фигу и судьбе, и государству (заодно). У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Но отставание в борьбе за маленькое мещанское счастье совсем не приводит к мыслям о радикальном политическом перевороте. Не сумел изловчиться — твои проблемы. Тот, кто проигрывает, жует сопли в сторонке, молча завидуя тем, у кого всё срослось.
«Успешные» тянутся к «успешным», а лузерам уже не сочувствуют. Если у тебя всё плохо, значит ты — дурак или раздолбай.
Сегодняшний россиянин — это законченный индивидуалист и сибарит. Факты несправедливости и государственного произвола воспринимаются им лишь как «личные проблемы» тех, кого это коснулось. Они не проецируются на всё общество. Этот глубокий сдвиг почему-то остался без должного внимания со стороны социологов. Старые общинные принципы уже давно сданы в утиль. Среднее и молодое поколение теперь живет по принципу: «Ты сам — кузнец своего счастья». Обратная сторона этой максимы: «Несчастье — это тоже дело твоих рук». Нынешний россиянин трудоспособного возраста любит демонстрировать успех, и всячески стыдится неудач и лишений. Мы видим назойливую демонстрацию статусов, крутизны и нажитого добра. «Успешные» тянутся к «успешным», а лузерам уже никто не сочувствует. Если у тебя всё плохо, значит ты — дурак или раздолбай. Если попал под раздачу — значит доля твоя такая… В любом случае: «Твои проблемы — и решай их сам»…
В молодежной среде неумение получать от жизни кайф уже рассматривается как признак лузерства. Думать о великих свершениях или революциях — признак «озабоченности». «Нормальный пацан» сегодня не терзает себя «проклятыми вопросами». «Нормальный пацан» ловит свою жирную синицу, а вся эта достоевщина осталась в классической литературе и к современному российскому обществу никакого отношения не имеет.
Можно по разному относиться к происходящим в нашем социуме переменам (а они для меня очевидны), но факт остается фактом — общество отчетливо разделяется на страты. Возможно, это есть неизбежная реакция на совковую уравниловку, но тренд совершенно понятен. Не борьба за смену власти, а поиск своей среды — вот что сегодня определяет подлинные социальные установки россиян. Кто влился в среду «своих», тот, можно сказать, прекратил свои душевные метания. Для «нормальных пацанов», сумевших влиться в круг себе подобных, поиск завершен. Никакие революции и баррикады им нафиг не нужны. Пиво по пятницам, шашлыки по выходным — вот основной формат их социальных коммуникаций. Призывы выйти на площади и поменять власть — шняга от «озабоченных». Пока «нормальный пацан» не потерял работу и не получил клеймо лузера, чихать он хотел на ваши революции.
Кстати, наши вольнолюбивые интеллигенты в большинстве своем являются революционерами только в теории. На практике они — такие же мещане, сибариты и конформисты. И хрен кого-то из них вы увидите на баррикадах. Да, такой вот ниспровергатель деспотизма сидит и ждет, когда гипотетический «народ» организует какой-нибудь русский Майдан. Но сам он вряд ли оторвет задницу от кресла и рискнет своим пузом во имя чего-то там священного.
Так что поменьше пафоса и желчи, господа. Когда вы ругаете «рабское сознание» россиян, делайте это перед зеркалом.