На пути «Титаника» маячат айсберги
Итак, прошел год губернаторства Андрея Травникова в Новосибирской области, большей частью с приставкой «врио». Но если вдуматься, все мы «врио» в этом мире.
Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур размышляет о первом годе Травникова в Новосибирске, неясных задачах и разговорах с журналистами.
Пора бы подвести итоги этому году, вот и редактор настойчиво намекает, но есть проблема. Чтоб проблема была понятней, приведу свой диалог с коллегой из другого издания, который позвонил мне за комментарием. В Новосибирске есть проблема с людьми, которые могут что-то внятное сказать по теме местной политики, потому что одни знают, участвуют и молчат, а другие говорят, но не знают и не участвуют. Приходится звонить коллегам из других редакций спрашивать комментарий, сами этим тоже занимаемся.
— Скажите, — спрашивает у меня коллега, — справляется ли Травников с поставленными задачами?
Как человек, получивший хорошее физико-математическое образование, я честно отвечаю:
— Не знаю, какие именно задачи поставлены Травникову. А потому не могу знать, справляется он с ними или нет.
— Ну как? — удивляется коллега, имея, видимо, в виду, что всем и каждому должны быть понятны задачи, стоящие перед губернаторами.
— Ну так, — говорю я, — вы ему ставили задачи? Нет. И я нет. Задачи ему ставили в Кремле или в администрации президента в момент назначения. Нас там не было. Что за задачи были поставлены — нам неизвестно. Справляется он с ними или нет — им решать.
Напомню, что в ходе выборов губернатора жители Новосибирска проголосовали за Андрея Травникова, чей единственный лозунг гласил «Дела важнее слов». Найдите здесь постановку задачи и программу на будущее. Если они и есть, то чтоб их исполнить, достаточно просто молчать.
— Хорошо, а как вы оцениваете достижения Травникова, — мой коллега решил зайти с другой стороны.
— Назовите мне достижения, и мы их обсудим, — радостно ухватился я за предоставленную возможность.
— Ледовый дворец, — начал перечислять коллега.
— Ледового дворца нет, идем дальше.
— Мусорный полигон, — не успокаивался коллега.
— Мусорный полигон где был, там и есть
— Восточный обход?
— А что Восточный обход? Его строительство давно началось и не скоро закончится.
Обсуждение достижений тоже зашло в тупик.
Дальше мы перешли к обсуждению состава областного правительства и ожиданиям от предстоящего губернаторства, там разговор получился более конструктивным, не буду его повторять.
Проблема оценки «года Травникова» понятна — хотя «дела важнее слов», пока что мы имеем только слова о планируемых делах. Часть из них будет реализована, а часть — нет, но даже вопрос о том, какова в них роль лично Травникова — остается открытым.
Да, в правительстве области за год были заменены четыре вице-губернатора и пять министров. В том числе раздражавший очень многих министр строительства Сергей Боярский. Вроде бы значимое обновление. Но на их место почти всегда ставились заместители. Что гарантировано означает сохранение практик и стиля управления. А эти практики и стиль идут еще со времен мэрии Городецкого.
Кстати, сам Владимир Филиппович «заслуженно» стал сенатором от Новосибирской области и успел уже проголосовать за повышение пенсионного возраста. А Надежду Болтенко теперь прочат в уполномоченные по правам человека в Новосибирской области.
Так что всё идет, как идет. И так бы и шло, если бы на пути «Титаника» не маячило несколько айсбергов.
Первый айсберг — общая ситуация в стране, разочарование в «Единой России», правительстве и даже президенте и соответствующее падение рейтингов. Для Путина это не катастрофа, а вот для «ЕР» — да.
Второй айсберг — грядущие выборы мэра и связанные с ними обещания. В ближайший год придется принимать какие-то решения, и среди вариантов очень много потенциально опасных.
Третий — реализация (или нет) крупных анонсированных проектов. Разгоревшаяся вокруг них шумиха пока поутихла, но как только начнется движение по мусорной или мостовой концессии, опять вылезет во всей красе их финансовая несправедливость и неэффективность. Куда-то все же придется «приземлить» будущий мусорный полигон, как-то объяснить, почему нищающий бюджет должен отдавать миллиарды концессионеру (а еще никто не «тыкал палкой» в концессию по поликлиникам).
Несомненно положительным проектом выглядит Академгородок 2.0.
Будем надеяться, что там дойдет все-таки до дела.
Алексей Мазур