Шалтай-Болтай Хакасии
Победа Коновалова заставит быть в тонусе всех действующих губернаторов. Она показала, что не так уж непобедимы вся королевская конница и вся королевская рать.
Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур рассуждает о поражении федеральных властей на выборах главы Хакасии.
И вся королевская конница,
И вся королевская рать,
Не могут Шалтая, не могут Болтая,
Не могут Шалтая-Болтая собрать
Как известно, Шалтай-Болтай рухнул со стены. А глава Хакасии Виктор Зимин рухнул с выборов, на которых никаких неожиданностей не предполагалось — ведь КПРФ выдвинула против Зимина молодого депутата городского совета Валентина Коновалова, чьи шансы оценивались как нулевые.
Как мы знаем, в тех регионах, где шансы кандидатов от КПРФ оценивались как не нулевые, например, в Новосибирской области, были применены специальные мероприятия, по недопущению конкуренции.
143468
Ну, как недопущению. Соперников не стала выдвигать сама КПРФ, получив «взамен» дополнительное финансирование из бюджета. За которое проголосовала Госдума, где большинство — единороссы. «Единой России» от этого допфинансирования не перепало ничего, так как у нее не было своего кандидата на президентских выборах (формально деньги были выделены по итогам президентских выборов, а не за сговорчивость лидера КПРФ Геннадия Зюганова и Ко на губернаторских выборах).
В двух регионах «неожиданно» и «несогласованно» представители КПРФ всё же вышли во второй тур с действующими главами-единороссами. В Приморском крае врио губернатора Андрею Тарасенко не хватило каких-то 3%, и второй тур устроили через неделю. На нем врио вдруг проиграл. Но на глазах изумленной публики при подсчете последнего процента стали меняться цифры, и «чудесным образом» Тарасенко «победил». Но величина чуда оказалась столь велика, что оно не пролезло через ЦИК, и выборы в Приморье отменили.
А вот в Хакасии второй тур должен был состояться через две недели после 9 сентября. Здесь Виктору Зимину не могло помочь уже никакое чудо — первый тур он проиграл почти в два раза, а «жалких процентов» до победы как раз не хватало его сопернику — тому самому молодому депутату Валентину Коновалову.
В Хакасии начались чудеса иного рода — массовый падеж потенциальных участников второго тура, которым предстояло побороться с Коноваловым. Каждый из них подхватил какую-то странную разновидность медвежьей болезни. Эта инфекция заставляла своего носителя сначала делать заявления о готовности к участию во втором туре, а затем, за несколько дней до дня голосования — снимать свою кандидатуру. Второй тур переносился, а на авансцену выходил следующий из стека кандидатов. Потом все повторялось, пока у Коновалова не осталось соперников.
В нормальной политической логике это было очень странное поведение. Вот у тебя появился шанс победить, а если не победить — то получить «серебро» и войти в «высшую лигу» региональной политики. Но нет, в последний момент ты «сливаешься», обманывая ожидания своих сторонников (если они есть) и рискуя получить иск о возмещении расходов за несостоявшийся второй тур (очень немаленькая сумма для обычного гражданина).
Хакасского «Шалтая-Болтая» решили все-таки собрать. Если не в виде Виктора Зимина, то в виде другого кандидата от власти
Так поступили все участники выборов кроме самого Коновалова. Это очень много говорит о том фарсе, который нам преподносят как «конкурентные выборы губернаторов». Валентин Коновалов, как и его коллега из Владивостока Андрей Ищенко, оказались исключениями. Но исключениями, подтверждающими правило.
Что это значит? Большая часть кандидатов на так называемых выборах, играют роль марионеток, а чтобы не пустить на выборы реальных конкурентов, придуман муниципальный фильтр.
В отличие от Хабаровска и Владимира, где победу получили представители ЛДПР, хакасского «Шалтая-Болтая» решили все-таки собрать. Если не в виде Виктора Зимина, то в виде другого кандидата от власти.
Первоначально идея была, видимо, в том, чтоб снялись вообще все кандидаты. Тогда бы выборы назначили по-новой, выдвинув на этот раз «серьезных кандидатов». Тем более, в Хакасии такой кандидат есть — мэр Абакана Николай Булакин, который без труда победил бы на выборах главы республики. Но почему-то «Единая Россия» выдвинула не его, а непопулярного Виктора Зимина, и заметалась в попытке «переиграть» партию.
Но этот сценарий не прошел в связи с упорством Валентина Коновалова. Тогда попытались снять его с выборов, прицепившись к каким-то запятым в документах. Тоже не прошло.
143443
И «вся королевская конница и вся королевская рать» бросились на вытягивание последней соломинки — срыв выборов через голосование «против» Коновалова. Ведь 11 ноября бюллетень на выборах главы Хакасии предполагал голосование либо «за» либо «против» коммуниста.
Посыпаю голову пеплом — мне эта затея казалась невозможной и нереалистичной. Однако совместная работа политтехнологов (королевская конница) и административного ресурса (королевская рать) чуть не достигла вожделенного результата. Валентин Коновалов набрал всего на 7% больше половины. Более 40% пришедших на выборы проголосовали против него).
Говорят, что накал страстей в республике накануне голосования был примерно как в 1996-м во втором туре Ельцина и Зюганова. И тем не мене, не смогли Шалтая-Болтая собрать. Валентин Коновалов стал первым после иркутского Сергея Левченко «несанкционированным» главой региона.
Что следует из хакасской эпопеи?
Не стоит слишком обольщаться победой Валентина Коновалова. Действительно, в результате главой Хакасии (впрочем, как и еще двух регионов) оказался случайный человек. Может быть, он покажет себя хорошим управленцем и принципиальным политиком. Но статистически более вероятно другое.
Тем не менее, сама по себе его победа позитивна. Она заставит власть более тщательно отбирать своих кандидатов и не поддерживать слишком непопулярных деятелей. Она заставит быть в тонусе всех действующих губернаторов, ведь сегодня никто никому не может гарантировать переизбрания.
Победа продемонстрировала, что не так уж и непобедимы вся королевская конница и вся королевская рать.
И, конечно же, должен быть отменен муниципальный фильтр.