Транспортной отрасли Новосибирска не хватает внимания прокуратуры
Бизнес несет потери, страдают хозяйствующие субъекты с большим опытом работы и хорошей репутацией, которые стали заложниками действия или бездействия органов власти.
Бизнесмен Михаил Большов рассуждает, почему 220-ФЗ принесет новосибирскому рынку пассажирских перевозок только проблемы, и настаивает на необходимости внимания прокуратуры к транспортной отрасли.
В 2020 окончательно должен вступить в силу 220-ФЗ. Среди принципиальных новшеств закона: уточнение характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок; установление перечня требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам; исключение дублирования межмуниципальных маршрутов межрегиональными. Последнее, на мой взгляд, одно из основных. Поясню его суть.
Со временем в городе должно быть введено понятие «сетевой поездки», когда пассажир, приобретая один билет, в течение установленного времени может проехать по нескольким маршрутам с пересадками. Муниципалитет обязан будет полностью оплатить перевозчикам количество отработанных по расписанию рейсов. Не будет гонок за пассажирами. Должны исчезнуть дублирующие маршруты. По Красному проспекту сейчас курсирует 8 маршрутов, которые, по сути, дублируют функции метро. В дальнейшем схема будет выглядеть следующим образом: автобус будет идти с микрорайона Родники до площади Калинина, а там пассажир пересаживается в метро и едет до нужной остановки.
Схема маршрутов по Новосибирску организована хаотично
Схема маршрутов по Новосибирску организована хаотично. Она не изменялась с 1990-х годов. У части общественного транспорта конечные остановки не по линии метро, а где-то у торговых центров, у больниц, как придется. То есть когда наступит день Х всех этих перевозчиков либо попытаются убрать с рынка, либо объединят. Как это аукнется для пассажиров? Произойдет монополизация рынка, и тариф будет регулироваться в зависимости от жадности чиновников и давления перевозчиков. Начнется не конкурентный отбор, а по принципу: «этот угодный и нравится, а этот нет, и гнать его в три шеи».
Исходя из того, как сейчас формируется рынок пассажирских перевозок в Новосибирске, как транспортные чиновники идут на встречу одним и игнорируют других, можно сказать, что начнется передел рынка. И предпосылки к этому мы наблюдаем уже сейчас — вспомните все истории с транспортными войнами за последние несколько месяцев, вам станет все понятно.
Поэтому, на мой взгляд, одна из основных целей №220-ФЗ — защита перевозчиков от административных вольностей не будет достигнута до тех пор, пока транспортом в мэрии заведует старая команда управленцев.
Также закон принимался для того, что все легально работающие на день принятия закона перевозчики могли продолжать работать и дальше как минимум пять лет, а чиновники обязаны выдать им все правоустанавливающие документы. Однако «серые костюмы» стремятся сохранить под новой вывеской прежние возможности «рулить» бизнесом. Все перевозчики это ощущают, но лишь единицы готовы заявить открыто.
«серые костюмы» стремятся сохранить под новой вывеской прежние возможности «рулить» бизнесом
Конкурсные процедуры стали одним из самых проблемных моментов. Право органов местной власти устанавливать свои требования к перевозкам породило настоящую вакханалию. В Новосибирске в порядке вещей случаи, когда перевозчик выигрывал конкурс, заявив транспортные средства с немыслимыми характеристиками, например, выставлял на линию микроавтобусы с меньшим количеством посадочных мест, но пригодные для перевозки инвалидов-колясочников. После получения свидетельства о своих обязательствах «забывал». При этом ни контролирующие органы, ни органы власти ничего не предпринимали для прекращения происходящего.
В результате бизнес несет потери, страдают хозяйствующие субъекты с большим опытом работы и хорошей репутацией, которые стали заложниками действия или бездействия органов власти.
Немало вопросов вызывает и установление порядка изменения маршрутов. На моей памяти немало случаев, когда власть сначала давала предпринимателю свидетельство об осуществлении перевозок на нерентабельный маршрут, на который никто не захотел подавать документы, а спустя некоторое время ему меняют маршрут на наиболее выгодный. Бывает и обратная ситуация. Все зависит от лояльности чиновников к конкретному предпринимателю.
До окончательного вступления в силу закона остается полгода. Наши законодатели не издали ни одного местного подзаконного акта, чтобы убрать все лазейки, навести порядок с нелегальными перевозками. Напротив, последних становится только больше. Я считаю, что в данной ситуации только участие прокуратуры сможет заставить руководителей субъектов исполнять федеральное законодательство.