В поиске степеней свободы
Впереди времена, когда выпустить пар и разделить ответственность станет лучшим решением для бенефициаров режима, нежели «закручивание гаек». Демократам нужно готовиться к разговору с властью с позиции обладателя морального преимущества, находящего возрастающий отклик у избирателей.
Неизбежные метаморфозы на самом верху власти, имеющие экзистенциальные причины и тектонические последствия, всегда чувствуются заранее — и в элитах, и у продвинутой части гражданского общества. Это постулат.
То, что у нас сегодня принято называть намечающимся трансфертом власти, стало не только ожидаемой вещью в себе, но и фактором влияния на поведение многих субъектов политической сцены.
Без сомнения, в народе повсеместно зреет недовольство текущей жизнью, термометр социальных настроений явно отражает тревогу. Но в целом государственная машина вполне справляется с обеспечением искомой стабильности системы.
На поверхности — только рутинный российский пейзаж пикировки отдельных представителей общества и власти. В СМИ — дозированные инъекции примеров воровства и спектр разной степени «успешности» борьбы с ним. Титульные чиновники срежиссированно распределяются по ранжиру: одни — на кормление, другие — на заклание. Конвейер не сбоит, реляции власти не столь правдоподобны, как ей хотелось бы, но еще худо-бедно перевариваются населением. Хлеб и зрелища пока по расписанию!
Осведомленная и не забывшая исторический опыт часть публики, однако, постепенно настраивается на боевой лад. На примере Новосибирска, города во многом показательного и передового в плане общественно-политических практик, можно рассмотреть тренды нашего времени, учесть их для прогнозирования событий грядущих.
Выделим две наблюдаемые страты: оппозиционно настроенные активисты и номенклатура вместе с вовлеченным бизнесом. Без фамилий.
Итак, сначала взгляд на нашу внесистемную оппозицию с вкраплениями в нее полусистемных элементов. Взор останавливается на свежей инициативе активистов: так называемой городской Ассамблеи, призванной организовать неравнодушных горожан всех мастей для противостояния имитационным выборам мэра.
Конкретная проблема повестки дня — избрание градоначальника (точнее, попытка добиться хотя бы заметного влияния на его предстоящее поведение в неизбежную повторную каденцию) высвечивает процесс последовательного формирования активного поля народных функционеров. Действо напоминает позднегорбачевский период становления политических акторов, когда из разрозненных элементов недовольной общественности, окрашенных во всевозможные идеологические цвета, родилась сила, с которой угасающая номенклатура была вынуждена сначала считаться, а потом и откровенно мимикрировать.
Муниципальные выборы этого года в Москве во многом зададут тон для демократической оппозиции. Временной лаг между столицей и крупными мегаполисами в общественных трендах никто не отменял. Нынешняя московская политическая осень выставит ориентир сибирской осени-2020 — у нас ведь впереди выборы городских и областных депутатов.
Новосибирск может стать примером сборки интересов на конструктивной основе
Сегодня независимые общественники и их партнеры, по сути, начинают предвыборную кампанию следующего года. С учетом скорости изменений в стране, наличия определенных сопутствующих местных традиций и потенциальных лидеров, Новосибирск может стать одним из центров эмпирического установления баланса модельного плана для власти — примером сборки интересов на конструктивной основе.
Пока власть повсеместно игнорировала диалог, запугивала и обличала. Но впереди времена, когда разделить ответственность, выпустить пар и подстраховаться станет лучшим решением для бенефициаров режима, нежели пресловутое «закручивание гаек».
Демократам — левым и правым — впору вспомнить классику и готовиться к разговору с властью с позиции обладателя морального преимущества, находящего возрастающий отклик у населения.
Договариваться, объединяться и распределять силы — не самая сильная сторона общественников, вступающих в политику. Почти два десятилетия фактического запрета публичной политики в стране дают о себе знать. Проблемы и утерянный опыт снижают шансы, но не исключают перспективы относительных успехов. К тому же, существенной становится ситуация в стане потенциальных опонентов.
О них и речь. Это вторая наблюдаемая страта, в которой все еще интересней.
Затянувшийся период торговли лояльностью для региональной номенклатуры сменяется новыми правилами игры, когда полная закрытость от общественного контроля, окукливание и доминанта беспрекословного подчинения вышестоящей власти не обеспечивает сохранения желанного статус-кво. Более того, сверху начинают бесцеремонно наказывать за отсутствие правильной рефлексии чиновников на вызовы на местах.
Искусство обретения правильной «крыши» в кремлевских коридорах и у «главной спецслужбы» больше не гарантирует спокойной жизни. Умение лавировать — выручающая тактика, стратегией же выживания станет построение надежной конструкции, отражающей разнокалиберные стрелы, летящие со всех сторон, сверху и снизу.
Субъекты федерации очень различны по ресурсным возможностям и политическому весу, по способности выстроить максимально выигрышную для себя схему существования. Представляется, что приближающиеся турбулентности заставят региональные элиты искать и находить варианты сплочения. Москва будет считаться с территорией, обладающей сильным политическим менеджментом, как бы и из кого он не образовался.
Установленный серхцентрализм через массовую ротацию губернаторского корпуса (из 49 новых руководителей за последние два года «варягами» оказались 63%), значения не имеет. Бюрократия есть бюрократия, у нее свои законы выживания и инстинкты. Часто и свои теневые лидеры, в том числе из числа обиженных федеральным центром.
Не так уж давно партноменклатура в содружестве со спецслужбами сумела вернуться на трон
Предсказатели скатывания системы в жесткое полицейское государство опираются на опыт латиноамериканских стран и пресловутую традиционную покорность нашего народа. Доводы не лишены оснований, но риски введения тотального «дубиночного» порядка для его инициаторов при этом не взвешиваются. Последствия такого решения, пусть и отдаленные, вряд ли входят в расчет большинства нынешних демиургов со Старой площади.
Вариант допуска относительной саморегуляции системы, выстраивания умеренных отрицательных обратных связей для хорошо помнящих новейшую историю кремлевских обитателей выглядит гораздо привлекательней. Не так уж давно партноменклатура в содружестве со спецслужбами сумела пройти сквозь вынужденное реформирование гигантской страны и вернуться на трон. Вернуться, сохранив влияние, сдобренное невообразимым материальным довеском. Таким багажом не рискуют.
Каков в итоге будет стабилизирующий баланс в каждом конкретном случае и в целом по стране, зависит от персоналий — от их опыта, смелости, связей и ума. Они разные и действуют в разных условиях.
Мы уже очевидно имеем две противоборствующие стороны, не равные по силам, но существующие в быстро меняющейся обстановке. Холодная гражданская война не нужна подавляющему большинству участников стычки. Но гражданский мир на данном этапе возможен через поиск и установление определенных степеней свободы.
Это происходит в борьбе, но иначе свободы не добываются.
Аркадий Янковский, новосибирский общественный деятель и экс-депутат Госдумы, специально для Тайги.инфо