Депутаты Госдумы плохо вписываются в кадровую политику Кремля в регионах
За половину срока полномочий Госдумы уже четвертый депутат окажется в кресле мэра областной столицы. Но губернаторами они становятся в исключительных случаях. О чем это может говорить?
Директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов рассуждает о том, почему депутаты Госдумы почти не получают губернаторских кресел и как Александр Бурков возглавил Омскую область.
Депутат Госдумы Виктор Карамышев подтвердил, что будет участвовать в конкурсе на должность главы Курска. Как ожидается, город получит мэра в конце июня, что позволит перенести довыборы в Госдуму на 2020 год. Таким образом, за половину срока полномочий Госдумы седьмого созыва уже четвертый депутат окажется в кресле мэра областной столицы.
О чем это может говорить?
С одной стороны, хорошо, что — в отсутствие прямых выборов мэров большинства областных центров — в градоначальники чаще стали приходить именно депутаты-одномандатники. Нижегородский градоначальник Владимир Панов, новый глава Калининграда Алексей Силанов, глава Саратова Михаил Исаев, теперь будущий курский мэр Виктор Карамышев — все они не так давно получили прямой мандат от избирателей. Пусть хотя бы и на выборах в Госдуму по смешанным округам, включающим и часть областного центра, и прилегающие районы и малые города (раз уж прямые выборы мэров там отменены).
Также заметно, что к помощи депутатов-одномандатников прибегают губернаторы-технократы (три из четырех случаев), которые на момент назначения в регион давно занимали федеральные позиции, имели местные корни лишь номинально и, очевидно, нуждались в коммуникаторе, погруженном в проблемы областного центра и понятном местным элитам. Все депутаты Госдумы, перешедшие в 2017–2019 годах в кресло мэра областного центра, в бытность в федеральном парламенте не теряли связей с округом, гораздо больше внимания уделяя региональной работе, чем федеральному законотворчеству.
Подтверждается и тренд на массовую замену глав областных центров под выборы новых врио губернаторов, о котором я уже писал в апреле. Такие кадровые решения, очевидно, должны подчеркивать масштабные перемены в регионе и управленческих командах, которых заждались избиратели.
Однако нельзя не отметить и другой момент. Федеральные депутаты-одномандатники пока плохо вписываются в новую кадровую политику Кремля в регионах.
144537
Количество депутатов, востребованных в качестве градоначальников, и число депутатов Госдумы, ставших в 2017–2019 годах губернаторами, сравнялось (таких на сегодня по четыре). Причем, если Николай Любимов (кстати, тоже бывший градоначальник — Калуги) стал губернатором Рязанской области в обычном порядке, то перевод главы фракции «Единая Россия» и бывшего замминистра МВД Владимира Васильева в Дагестан был особым решением накануне антикоррупционной «зачистки» республики из Центра.
А назначение «эсера» Александра Буркова в Омскую область прошло в рамках неформального соглашения с парламентской оппозицией, утратившего силу после неожиданных побед оппозиционеров в сентябре 2018 года. Когда, среди прочих, «несогласованным» губернатором Хабаровского края стал еще один госдумец Сергей Фургал.
А среди врио губернаторов, назначенных в конце 2018—начале 2019 года, нет ни одного депутата Госдумы. Хотя многие из них прошли известные «губернаторские курсы» и неоднократно фигурировали в экспертных списках возможных назначенцев.
Вероятно, дело в том, что губернаторы нового призыва — это, в большинстве случаев, внешние менеджеры с технократической компетенцией, без особого опыта партийно-политической деятельности, не отягощенные обязательствами перед местными элитами. Тогда как многие одномандатники в Госдуме — это местные политики, которые в 2016 году избирались при поддержке действующих губернаторов либо, наоборот, в условиях, когда губернатору было важно удалить на федеральный уровень своего потенциального конкурента (часто — мэра областного центра, избиравшегося еще напрямую населением).
Характерен случай самого Виктора Карамышева. До того как осенью Курскую область возглавил номинальный выходец из региона, на тот момент глава Росавтодора и замминистра транспорта Роман Старовойт, Карамышев сам входил в число наиболее вероятных сменщиков непопулярного экс-губернатора Александра Михайлова. Но в итоге он «дорос» только до должности главы Курска.