Фонд «Милосердие» в Кузбассе: кто и почему оплачивал широкие жесты Тулеева
Экс-начальника комитета по управлению госимуществом Кузбасса Александра Решетова обвиняют в том, что он оплатил путевки своих родителей из фонда «Милосердие», который использовался властями для оперативного «решения вопросов», обманув для этого его руководителя Любовь Бузу. Экс-чиновник сожалеет, что в свое время воспользовался «эксклюзивным предложением» губернатора Амана Тулеева, который лично контролировал все поступления и траты из фонда. Сама Буза никакого заявления в суд не подавала, но все сделали без нее.
Судья Антон Донцов проводил судебное заседание прямо в своем кабинете в Центральном районном суде. Значительную часть письменных доказательств по делу, которые оглашала прокурор Абдуллаева, временно замещающая гособвинителя Анну Сердюк, составляли справки и выписки о том, что родители бывшего главы комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса (КУГИ) Александра Решетова — не беженцы с Украины и не ветераны войны и не малоимущие. Так обвинение пытается доказать, что пенсионеры получили путевки в Крым и Вьетнам от благотворительного фонда «Милосердие» только благодаря влиянию своего сына.
Решетова судят по ч.3 ст. 159 УК РФ (хищение путем обмана с использованием служебного положения в крупном размере). По версии следствия, он поспособствовал получению турпутевок для своих родителей в 2016—2018 годах, пользуясь тем, что фонд «Милосердие» был, якобы, фактически подконтролен ему.
132955
Следствие оценило ущерб от действий Александра Решетова более чем в 500 тыс. рублей и пытается доказать, что глава КУГИ еще в 2016 году спланировал трижды отправить своих родителей отдыхать за счет фонда, используя свои связи.
Сам Решетов рассказал Тайге.инфо, что каждый раз вопрос по поездке возникал у его родителей заново, мама обращалась к нему о возможности такой поездки (поскольку маме-инвалиду требуется реабилитация) и он согласовывал все лично с экс-губернатором Кузбасса Аманом Тулеевым. О фонде родители узнали из СМИ, когда всем Кузбассом собирали деньги беженцам с Украины. Путевки им в 2016 году, по словам Решетова, предложил оплатить из фонда сам экс-губернатор после очередного совещания, на котором глава КУГИ отчитался ему об удачной продаже госимущества, а Тулеев предложил его за это «поощрить».
149637
«Моя ошибка — что я воспользовался эксклюзивным предложением губернатора», — сказал Решетов.
На вторую поездку деньги выделили, по словам экс-чиновника, «в общем порядке». Деньги за несостоявшуюся за счет фонда поездку в 2018 году его родители вернули в связи с трагедией в «Зимней вишне», потому что считали, что их будут тратить на помощь пострадавшим. Возврат средств подтверждается и материалами дела.
Потерпевший не видит ущерба
Руководитель фонда «Милосердие» Любовь Буза, признанная потерпевшей по делу, вообще не увидела в выделении средств на путевки родителям Решетова какого-либо ущерба. Она подала ходатайство о закрытии дела, в связи с отсутствием состава преступления, но суд отказал Бузе, заявив, что ч.3 ст. 159 УК — это публичное обвинение (копия постановления суда есть у Тайги.инфо).
Буза была признана потерпевшей не сразу. До нее эту роль для экс-следователя (ныне адвоката)
147641
Неворотова дала показания, в которых заявила, что Решетов контролировал фонд и выделением денег на путевки родителям он нанес организации ущерб. Мужчина в свою очередь обращался в прокуратуру области, пояснив, что Неворотова не имеет никаких полномочий быть потерпевшей.
Надзорный орган с ним согласился, но только под давлением показаний свидетелей и уже в ходе судебного заседания. В итоге представителем потерпевшей стала руководитель «Милосердия» Любовь Буза.
«Она [Буза] была очень неудобной для следствия», — рассказал Тайге.инфо экс-глава КУГИ Александр Решетов.
В суде Буза рассказала, что еще до возбуждения дела ее целый день опрашивали сотрудники ФСБ (начальник отдела Управления ФСБ по Кузбассу Александр Агеев и его подчиненные Евгений Глыва и Евгений Сотов). Они «попросили подойти» ее по делу, связанному с погашением из фонда долгов по зарплате сотрудников шахты «Инской», а позже стали задавать совсем другие вопросы — о путевках.
«Я говорила, что есть хочу, они мне говорили, что сейчас „Подорожник“ принесут. Я сказала, что такую гадость не ем», — рассказывала женщина в суде.
Потом, по словам Бузы, ей неоднократно говорили, что проверят всю деятельность фонда по выделению десятков миллионов рублей нуждающимся. Даже называли сумму в 90 млн рублей. Но интерес сотрудников госорганов быстро угас, когда женщина объяснила все траты.
Нужные сотрудникам ФСБ показания о причинении ущерба фонду из-за отдыха родителей Решетова, заранее составленные на нескольких листах, она так и не подписала.
Как работает «Милосердие» в Кузбассе
Директор «Милосердия» также заявила, что оплата путевок для родителей Решетова соответствовала уставным целям и программам фонда, так как они были пенсионерами, а мать чиновника — еще и инвалидом второй группы. Адвокат экс-главы КУГИ Решетова Андрей Лошкарев заявил Тайге.инфо, что устав фонда был написан «с самым широким перечнем полномочий в рамках законодательства РФ», и его можно было использовать для помощи практически любому нуждающемуся человеку, обратившемуся в организацию.
«Если прочитать устав, можно всем оказать помощь», — говорила в суде Любовь Буза.
Она рассказывала, что средства в фонд поступали от «предприятий и юридических лиц». Бюджетных средств, по словам Бузы, там не было. Решетов сказал Тайге.инфо, что это были «добровольные пожертвования» крупного бизнеса. Кузбасские собеседники редакции из сферы бизнеса ранее рассказывали, что получали письма ультимативного характера с просьбой внести «пожертвование» в этот фонд.
146991
«Милосердие» отчасти напоминает знаменитый «Фонд Ахмата Кадырова», но масштабы сейчас существенно скромнее. В 2015 году на балансе организации было 39,8 млн рублей, в 2014-м — 90 млн рублей.
«Он [фонд] выделял на разные цели средства, в том числе, в Израиль людей отправлял. Деньги беженцам с Донбасса, скорую помощь купить, мотоциклы, подарки — добавил экс-глава КУГИ Решетов. — туристические поездки в Грецию. Все эти траты можно было и нужно завести в областной бюджет. Но там это все прозрачно и подконтрольно, а тут быстро и без лишних торгов. Надо красивую пиар-кампанию — велосипеды вручить — оплатили пять тысяч велосипедов школьниками. Или десять тысяч овощных наборов пенсионерам, например. Особенно, в марте или сентябре».
Любовь Буза поясняла в суде, что заявления в фонд были даже «от сына генерала, фамилию не помню, он был инвалидом».
Фонд «Милосердие» также фигурирует в деле замов Тулеева, которое подробно освещает Тайга.инфо. Именно из него были выделены средства для выплаты задолженности по заработной плате горнякам. Тогда Аман Тулеев обещал 51% акций разреза «Инской» арестованному миллиардеру Александру Щукину, в обмен на погашение долгов по зарплате. Аман Тулеев, как писала Тайга.инфо, подтверждал, что обратился к Щукину за помощью в погашении долгов по зарплатам на «Инском». Однако публично он ничего не говорил о предварительном обещании отдать контрольный пакет акций Щукину. Тулеев также утверждал, что часть средств была выделена из его благотворительного фонда «Милосердие». Собственники шахты не вернули деньги, и власти обратились в СК, уточнял он.
«Эти обстоятельства, [которые обвинение вменяет экс-чиновнику Решетову,] максимум носят гражданско-правовой характер. Даже когда Минюст проверял фонд, аудиторы в суде показали, что они не нашли финансовых нарушений в отношении поездок родителей Решетова. Они нашли нарушения только по внутреннему порядку принятия решений», — заявил второй адвокат Решетова Дмитрий Шапошников.
Передача сверху решений в фонд по «социально-экономической» программе через главу КУГИ была всегда, рассказывала в суде Любовь Буза. Так «сложилось исторически» — с момента создания фонда в 2003 году, говорила она. Буза говорила, что фонд был «подотчетен администрации Кемеровской области».
Решетов рассказал Тайге.инфо, что среди учредителей фонда были тогдашние сотрудники комитета по управлению госимуществом: «Исторически на столе у секретаря лежала папочка для документов. Заявления на траты из фонда с визами губернатора приносились и складывались в эту папочку».
Роль Решетова, по словам его адвоката Лошкарева, сводилась к «передатчику» между фондом и Аманом Тулеевым, который лично визировал все обращения (в распоряжении редакции есть несколько таких заявлений).
«Каждый шахтер, кто просил денежку, должен был написать два заявления. Обязательно. Одно — в фонд, другое политическое — "Уважаемый Аман Гумирович!"» — рассказал Решетов.
Он добавил, что власти Кузбасса всегда использовали фонд для оперативного «решения вопросов». В том числе и после отставки Тулеева (копия заявления с визой от апреля 2018 года имеется в распоряжении Тайги.инфо).
«Преемственность тут есть», — заявил Решетов.
Директор «Милосердия» Любовь Буза говорила в суде, что сейчас дела идут куда хуже: «После того, что написали в СМИ, кто будет перечислять деньги в фонд».
Подвиг ФСБ и «расстрельная должность»
То, что фонд «фактически подконтролен администрации Кемеровской области», подтверждал в опросе сотруднику кузбасского ФСБ Евгению Сотову (подчиненному Александра Агеева) сам Аман Тулеев (копия есть у Тайги.инфо). Он признавал, что «Милосердие» создано для решения «социально-экономических вопросов», но отрицал свое участие в деятельности фонда.
Тулеев сказал сотруднику ФСБ, что ему неизвестно об оплате путевок для отдыха за границей. Это было в июле 2018 года, хотя месяцем ранее он выступил с заявлением, что Решетов повлиял на оплату заграничных поездок для своих родителей.
При этом, со слов Решетова, после событий «по Инской» Тулеев неоднократно в телефонных разговорах с ним заявлял, что «имей в виду, фондом распоряжаешься ты, я к нему никакого отношения не имею». Все указания стали поступать, в основном, устно.
Дело возбудили с санкции прокурора Владимира Сыроватко в 2018 года после обращения в прокуратуру области экс-губернатора Амана Тулеева, бывшего тогда спикером совета депутатов, сказано в постановлении о возбуждении (копия есть у Тайги.инфо). Он попросил проверить нецелевое расходование средств в фонде, а позже выступил с обвинениями в клевете в отношении начальника КУГИ Решетова. Бывший глава Кузбасса просил привлечь чиновника к уголовной ответственности, сказано в его обращении к прокурору области (копия есть у редакции). Владимир Сыроватко посчитал это достаточным основанием (преступление привлекло общественное внимание).
Перед возбуждением дела, но уже после публичного конфликта с Тулеевым Решетов уехал в плановый отпуск со своей семьей за границу. Там ему и сообщили, что он уволен «по собственному желанию». Чем было обусловлено такое «собственное желание» ему не объяснили.
Вернувшись домой, мужчина обнаружил в почтовом ящике постановление о возбуждении уголовного дела
«Там есть материалы ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий — прим. Тайги.инфо), где речь идет о тратах на День Победы, помощь беженцам. И совершенно случайно попал Решетов», — заявил он.
Сам экс-глава КУГИ рассказал, что «Милосердием» и его отношением к фонду у него интересовались с 2016 года. Для этого в Кемерово из Новосибирска приехали сотрудники 5-ого
«Мне тогда говорили: „Возьми и расскажи все про Тулеева“», — заявил Решетов.
Чиновник, по собственному утверждению, не рассказал, однако материалы его бесед могли предъявить экс-губернатору Тулееву сотрудники ФСБ, чтобы спровоцировать спикера облсовета на выступление против экс-главы КУГИ.
Решетов считает, что дело, возбужденное в отношении него, обусловлено тем, что отдельным сотрудникам кузбасского управления ФСБ «срочно нужны были подвиги». Об этом ему прямо говорил начальник отдела Управления кузбасского ФСБ Александр Агеев вместе со своим подчиненным Евгением Сотовым, когда под предлогом «дело срочное» пригласил к себе «на беседу» предлагая выдать все, что Решетов знает о фонде и Тулееве.
«Я всегда осознавал, что был на должности, по сути, расстрельной. Но при этом я считал, что у меня были нормальные рабочие отношения со всеми, в том числе и с представителями УФСБ (до прихода туда кураторами КУГИ Агеева и Глывы). Исходил из того, что на своего первого руководителя можно всегда положиться, но главное — не подставить шефа. А с должности уйти возможно только по закону, в том числе из-за проступка, но, очевидно, ошибался», — заявил экс-глава КУГИ.
Тайга.инфо будет следить за ходом судебного процесса.
Игорь Валов