Вперед, к самообложению
Референдумы о самообложении, это, конечно, шаг вперед. Они логичны в русле новой государственной политики, по которой народ — это новая нефть.
В Татарстане прошли референдумы о самообложении жителей дополнительными сборами. Руководитель аналитического отдела Тайга.инфо Алексей Мазур комментирует этот прорыв.
17 ноября в Татарстане прошло два местных референдума по самообложению граждан. Жители двух сельских поселений совершенно добровольно пришли на избирательные участки и проголосовали за то, чтобы сдать государству по 400 и по 1000 рублей с каждого избирателя, независимо от пола, возраста и участия в референдуме. (Один, правда, признали несостоявшимся из-за явки менее 50%).
Новость об этом привлекла внимание редакции Тайги.инфо, расположенной в далеком от Татарстана Новосибирске. Такие референдумы могут стать прообразом нашего счастливого будущего, в котором мы сами будем себя облагать дополнительными налогами, не задаваясь вопросом, а куда ушли те налоги, которыми ранее нас обложило государство.
Татарстан — очень интересный регион. В нем стабильно высокая явка на выборах и стабильно высокое голосование за «Единую Россию». В единый день голосования в сентябре 2019 года Татарстан дал 1,5 млн бюллетеней за «ЕР» из 3,3 млн, полученных на выборах 12 региональных парламентов. Для сравнения, в Волгоградской области «ЕР» получила 365 тыс. голосов, а в Хабаровском крае — только 43 тыс.
Злые языки говорят, что и явка и процент за «ЕР» в Татарстане очень сильно зависит от того, был ли независимый наблюдатель в участковой комиссии в день голосования. Изучение результатов по УИКам показывает, что, чем выше явка на избирательном участке, тем выше результат за «ЕР». Если на УИКах с низкой явкой «ЕР» набирает 30−40%, то при высокой явке — все 70−80%.
142384
Это заставляет подозревать, что половина голосов за «ЕР» в Татарстане нарисовано. Учитывая, что одна эта республика дает столько же голосов за «Единую Россию», сколько пять крупных российских регионов, можно сказать, что она является одним из столпов «политической стабильности» и кладовой голосов для «ЕР».
Но при этом и сам Татарстан и его столица — Казань — демонстрируют стремление к новациям в управлении и по многим практикам далеко опережают другие регионы. И референдумы по самообложению — вовсе не результат электорального ханства. С 2013 года в республике действует закон, по которому на каждый рубль, полученный от самообложения, республиканский бюджет дает четыре.
Деньги собираются не просто так, а на конкретные цели.
В принципе, местное самоуправление так и должно быть построено: люди собрались, решили на что они скидываются, и скинулись. Но в России местное самоуправление формировалось не снизу, а сверху, как продолжение вертикали власти — в советское время власти партийной, а теперь — просто власти.
По форме, мы сами избираем себе депутатов, а они от нашего имени устанавливают налоги и принимают расходы бюджета. По факту, ничего мы не знаем ни о налогах, ни о расходах. Точнее, знаем только о тех налогах, которые берутся с нас напрямую, а это — малая толика.
Референдумы о самообложении, это, конечно, шаг вперед. Они логичны в русле новой государственной политики, по которой народ — это новая нефть. Но они же очень полезны для изменения точки зрения российского обывателя, который сегодня считает, что государство ему что-то дает с барского плеча, а мы можем только просить или требовать. Референдум же о самообложении заставляет прислушаться к фразе Маргарет Тэтчер: «Нет никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков».
В Новосибирской области сегодня невозможно представить себе референдум о самообложении. Явка в 50% без подтасовок у нас выглядит недостижимой, а региональные и местные власти настолько напуганы возможными протестами, что даже не станут выступать с подобными инициативами.
Но если текущие тренды государственной политики продолжатся, скоро мы можем увидеть упрощение процедуры принятия решения о самообложении. Например, путем простого голосования депутатов. И эти тренды сохранятся.