Генплан Новосибирска: «Защищать свои интересы придется самим»
Для чего проводятся общественные слушания по генеральному плану? Чтобы определить меру возбуждения общества и его несогласия. Вероятно, мера несогласия превысила ожидания.
В Новосибирске начались публичные слушания по изменению генерального плана города. Первые прошли в администрации Центрального округа. Чиновники представили перспективы развития Железнодорожного, Центрального, Заельцовского и Калининского районов.
Член федерального совета «Яблока», новосибирский эколог Наталья Чубыкина рассказала, как прошло обсуждение и что волнует жителей. По ее словам, на слушания пришли более 400 человек. Тайга.инфо приводит ее реплику, предоставленную партией, с сокращениями.
Генплан разрабатывало МБУ «Институт градостроительного планирования», который учрежден мэрией.
<…>
Особый интерес общественности вызывала перспектива застройка ЖК «Кедрового» и прокладка вдоль малой городской речки Ельцовки-1 улицы Предпринимателей. Возбужденные слушатели хотели, минуя выступление застройщика и выступления экспертов по поступившим предложениям граждан, перейти сразу к прениям и собственным выступлениям, но порядок слушаний этого не предполагал.
В целом разработчик генплана показал все наличное сейчас в Новосибирске: от численности населения до обеспеченности жилой площадью школами и детскими садами и перспективами изменения всего этого к лучшему. Оказалось, что прирост населения опережает график, определенный в 2007 году (времени последней корректировки генплана), и к 2030 году предполагает достичь 1,7 млн человек. Соответственно, жилая площадь будет прирастать по 1−1,5 млн кв. метров в год. Единственный крупный микрорайон (Брусничный) предполагается построить на севере города, а остальное приращивать «за счет других решений».
Но нас с коллегами из экологической фракции «Яблоко» интересовали предложения по зеленым зонам в видении создателей и чиновников мэрии, представлявших генплан.
150326Участников слушаний о парке вместо дороги обвинили в «экстремизме» и «лжи»
Что же генплан и его эксперты предлагают? Во-первых, предлагают гордиться тем, что на юге и севере города есть большие массивы остатков Приобских боров — леса Советского района и Заельцовский бор. Не факт, что все на городской территории, а не в Новосибирском районе, но все же на карте выглядят внушительно. Вместе с зелеными насаждениями города определены как 29% городской территории. Это много, но удовольствие от них пока получают в основном жители соседних с лесами территорий. Остальным пока добраться сложно, потому добираются 1−2 раза в год и не все. Но новый генплан нацелен на увеличение доступности. Не поняла только, как мне станет доступнее лес Советского района, до которого примерно 20 км или Заельцовский бор с его 6−7 км досягаемости, если пробки убрать никто не обещал.
Все же замечательно, что эти леса есть и играют свою изрядную экологическую роль. А вот что они так и останутся — никто не гарантирует, хотя и обещает. Судите сами. У волонтеров -защитников леса в 2018 году открылись глаза на подробности российского лесного законодательства: оказывается, городские леса никто конкретно не защищает и разделаться с ними довольно просто, было бы желание. Что и происходит под шумок.
Из неоднократных, довольно путанных совместных объяснений сотрудников мэрии, в том числе [начальника главного управления архитектуры мэрии] Виталия Столбова, выясняется: леса защищены документами лесоустройства тех лесничеств, к которым они приписаны. Но тут сюрпризы! Например, лесоустройство не помешало отторгнуть солидные участки Чемского бора в пользу частных лиц с сомнительными правами. Или: числившийся в лесоустройстве еще в 2002 году пойменный лес от Октябрьского моста до микрорайона Бугры к 2010-му из этих документов бесследно исчез. Кто принял решение, на каком основании — история застенчиво умалчивает. А теперь это бывший лес превратился в вырубку под неопределенное число строений, включая новый ЛДС. Сначала-то запрашивали для успокоения общественного мнения 11, 4 га, но видно решили, чем добру пропадать, лучше осчастливить многих других жителей вместе с любителями хоккея.
<…>
ЖК «Кедровый», улица Предпринимателей и лес
Эксперты по рассмотрению предложений населения в генплан (трое из пяти) очень настаивали, что предложения по снижению этажности в ЖК «Кедровый» неприемлемо, потому что повышение этажности до 16 этажей вместо обещанной четырехэтажной застройки — в интересах жителей.
Они испытывают сложности в выезде в центру города по единственной дороге? Да! Спасать положение должен радикально улучшенный общественный транспорт? Да! А его-то и не удастся организовать при застройке не выше восьми этажей: жителей не хватит, прощай рентабельность, а с ней и мечты об эффективном общественном транспорте. Когда отчаявшиеся донести свое видение
151896
Следующий эксперт настаивал: совмещение дороги — будущей улицы Предпринимателей, прекрасно сочетается с идеей парка Ельцовка-1, который многие жители города мечтают увидеть вдоль еще не забранного в трубу участка речки Ельцовка-1. Несмотря на многие доказательства бесполезности предлагаемой дороги, якобы для улучшения дорожного движения в городе, эксперт [завкафедрой НГУАДИ Григорий] Ерохин стоял на своем: увеличение дорожной сети в городе обязательно ведет к улучшению качества жизни горожан за счет уменьшения времени стояния в пробках и улучшения экологической обстановки.
На вопрос, может ли эксперт привести собственные конкретные данные исследований или имена исследователей, которые это утверждение обосновали, был ответ: я в этом убежден и все так думают.
<…>
А что карта генплана по зеленым насаждениям? А она представила удручающее зрелище городской пустыни с редкими черточками и пятнышками, относящимися к общедоступным зеленым насаждениям. Самое печальное, что эти островки зелени еще не учтены до конца и не поставлены на кадастровый учет. Как бы не совсем существуют. А это значит, что к 2022 году, когда по плану все это будет оформлено по закону и бесповоротно, нас может ждать череда открытий чудных в виде зеленых потерь. Как, например, потеря части Сада Кирова, под предлогом, что это «совсем не парк, а просто заросли» и городу нужнее в виде просто территории под стройку. Или больничного парка вокруг городской больницы №34. Да мало ли примеров.
Кстати, представитель разработчика отметил, что в городе оказалось на 100 га зеленых насаждений больше, чем учитывалось ранее. На вопрос, откуда они взялись — были озеленены совсем новые территории или названы по-другому старые — выяснилось, что второе. Так мы и прирастаем зелеными насаждениями.
В целом предложенная концепция общественных слушаний выглядела обычным докладом чиновников с участие зависимых экспертов о принятых решениях по дальнейшей трансформации городских пространств. Но у населения были как раз свои виды на собрание: как минимум донести свое несогласие по некоторым позициям, особо близко затрагивающим их интересы. Трехминутные выступления, которые дозволялись по регламенту в качестве ответа, противоречий не сняли и не могли. Обстановка была соответствующая: зал если и не взрывался, то температура все же была близка к точке кипения.
Когда я вышла подышать (потому что не всякому хватает здоровья выдержать шесть часов заседаний без тайм-аутов), в фойе обнаружились два полицейских с добрыми, но ищущими лицами. Спросила, как здесь оказались. Вызвали, говорят. Зачем? Уклончивый ответ: не знаем, может, кому-то стало плохо. Минут через 10 ребята отбыли.
Так для чего проводятся общественные слушания по генеральному плану? Во-первых, во исполнения буквы закона. А во-вторых, чтобы определить меру возбуждения общества и его несогласия. Вероятно, мера несогласия превысила ожидания. Да и экологические проблемы снова выходят в первые ряды по значимости для граждан. Ей-богу, что-то такое уже было.
Мы же увидели, что защищать свои интересы придется самим, вариантов нет. К чему я и призываю заинтересованных.