«За ошибки люди расплатятся работой»: Forbes о будущем «Сибантрацита» после смерти Босова
Самоубийство Дмитрия Босова вызывает сомнения у журнала Forbes. Издание опубликовало статью о проблемах и будущем «Сибантрацита» и утверждает, что сумма долгов компании превысила миллиард долларов, а жена Дмитрия Босова Катерина купила дом в Калифорнии, чтобы быть ближе к бизнесу по продаже марихуаны.
Тайга.инфо публикует с незначительными сокращениями перевод статьи «Russia's Dead Billionaire Coal King Leaves Potential Financial And Environmental Disaster Behind» журнала Forbes. В ней рассказывается о наследии и возможном будущем холдинга «Сибантрацит» после смерти его владельца Дмитрия Босова.
Официально это назвали самоубийством. Но опять-таки — это Россия. Мы не знаем, что произошло.
На своей родине погибший от огнестрельного ранения в своем московском особняке 52-летний Дмитрий Босов был угольным королем. Он сам сделал себе имя, как и многие другие миллиардеры России, в дурманящие дни приватизации 1992 года под руководством Бориса Ельцина.
Кому-то достались алюминиевые шахты, другим — нефтяные и газовые месторождения. Босову достался антрацит, необходимый для изготовления кокса, который используют в Европе, в основном, для производства стали.
После смерти Босова его компанию «Сибантрацит» возможно ждет финансовая и экологическая катастрофа. Сумма долгов «Сибантрацита» превышает стоимость его чистых активов, которые, по оценке Forbes, составляют больше $ 1 млрд. Бывшие и нынешние акционеры сошлись в жесткой схватке за контроль над компанией и ее активами. Один из руководителей «Сибантрацита», который не согласился говорить под запись, сообщил, что в холдинге один за другим закрываются проекты.
Строительство «Северомуйского тоннеля-2» в Бурятии заморожено. Продажа дочерней «Арктической горной компании» (АГК) бизнесмену Роману Троценко сорвалась. После оценки объекта стало известно об огромном количестве финансовых и экологических рисков, заложенных в сделку.
<…>
С мая 2020 года жена Дмитрия Босова Катерина стала главным руководителем «Сибантрацита». Она больше заинтересована в модном бизнесе в Лос-Анджелесе, нежели в руководстве угольной компанией. Ей пришлось буквально вжиться в эту роль.
Инвестиционные банки, которые держат долги «Сибантрацита», ждут, что Катерина назначит на роль руководителя новое лицо. Финансовые конгломераты Société General, Credit Suisse и «Ситибанк», вместе с консорциумом из четырех российских банков, насчитали за холдингом кредитных обязательств на сумму $ 1 млрд. Проблемы компании в области природоохранного законодательства раздражают европейских кредиторов.
<…>
Однако сейчас вместо оплаты штрафов и восстановления пострадавшей природы в Сибири Катерина предпочитает использовать «решал» — лоббистов, которые применяют жесткую тактику для минимизации штрафов. Эта тактика затрудняет обращение к федеральным властям за помощью.
В США есть клишированная фраза «Я от федеральной власти и я здесь, чтобы помочь вам». Ее российская версия будет звучать примерно так: «Я от федеральной власти и я здесь, чтобы забрать у вас все, а если вы не согласны убрать за собой, я могу посадить вас в тюрьму».
Сибирская мыльная опера
Перед своей смертью Дмитрий Босов должен был дать показания против своего бывшего партнера Анатолия Быкова, которого арестовали по подозрению в организации заказных убийств.
Пистолет, из которого якобы застрелился бизнесмен, был подарком другого его партнера, экс-министра Михаила Абызова, которого также арестовали по обвинению в хищении и выводе за рубеж нескольких миллиардов рублей. Эстонское издание Postimees в ноябре 2019 года писало, что Босов и Абызов были замечены в отмывании денег.
У Дмитрия Босова было три жены: Элеонора, Анастасия и Катерина — больше всего от компании досталось последней.
За последние несколько месяцев «Сибантрацит» начал сокращать расходы, например, на крышах самосвалов для перевозки угля. Шахтерам это не понравилось. Люди, живущие рядом с предприятиями «Сибантрацита» в Сибири, начали выходить на акции протеста, выкладывая в соцсети фото черной воды, копоти в реках и ручьях, черной пыли в жилых домах.
Местные жители пытались подать в суд на «Сибантрацит» за сброс угольных отходов в водоемы, а также за небрежную добычу, транспортировку и погрузку антрацита, о чем писали местные СМИ.
В то время, когда в компании начали урезать расходы, Катерина купила за $ 41 млн особняк площадью 1400 кв. м с восемью спальнями и двенадцатью ванными в Беверли-Хиллз (США, Калифорния) при рыночной стоимости в $ 30 млн. Американское издание Variety назвало дом «оммажем королевской усадьбе в Версале». Обоснование покупки особняка: быть ближе к своим инвестициям в легализованном в Калифорнии бизнесе по производству и продаже марихуаны.
Все бы это было большой кучей слухов, если бы особняк Дмитрия Босова в пригороде Москвы не находился по соседству с домом президента России Владимира Путина. Босов был главным спонсором любительской «Ночной хоккейной лиги», в которой играет Путин вместе со своими друзьями из бизнеса.
<…>
«В сегодняшнем мире вредящий природе бизнес — это очень рискованное место для инвестиций. Добыча каменного угля в том числе. Взять одно из самых экологически вредных предприятий вместе с безответственным, легкомысленным и некомпетентным управлением и можно ждать крупных убытков как для владельцев, так и для кредиторов с инвесторами. За эти ошибки люди расплатятся своей работой, истощенным пенсионным фондом. Хуже всего то, что их здоровье и дома разрушатся тоже», — говорит один из руководителей «Сибантрацита» на условиях анонимности.
Пресс-служба «Сибантрацита» не ответила Forbes на запрос о комментарии.
Перевод Егора Фёдорова