Дуболомы перехватили политтехнологический штурвал
Сама собой ситуация не успокоится. Общество будет поляризоваться — или до свержения власти, или, если ее первые лица осознают происходящее, свои риски и начнут действовать адекватнее, до ее какой-то трансформации. Маховик раскачивается и до выборов в Госдуму будет только ускоряться.
Депутат горсовета Новосибирска, политтехнолог Александр Бурмистров рассуждает о последствиях замены условного срока Алексею Навальному на реальный. Он считает, что ситуация в стране будет поляризоваться до свержения власти или ее трансформации, а «политтехнологический штурвал» в стране «перехватили дуболомы».
Несколько лет назад общался с одним уважаемым социологом. Он рассказывал, что в структуре доверия к власти фактор того, честная она или нет — вторичен. Мол, у общества есть установка, что практически каждый, кто «наверху», использует полномочия в своих целях, прямо или косвенно. Это в некотором смысле «нормально».
Как, например, «нормально», когда фрилансеры-репетиторы не платят налогов или когда в деревне мужики браконьерствуют. Вроде это и нарушение, но кто ж из людей осудит? А раз так, то и политический ресурс всевозможных антикоррупционных расследований и разоблачений очень ограничен. Что люди говорят? «Как быть у колодца и не напиться», «Чего он там нового расскажет, мы это и так знаем», «Эти уже наворовались, придут новые, еще сильнее воровать будут».
События последних месяцев задают в повестке уже другие ассоциации и смыслы: «Хотели убить — а он выжил», «Жулики и воры его боятся», «Знал что посадят, но приехал», «Посадили, потому что не отметился в полиции, пока был в коме», «Они там совсем уже с жиру бесятся, пока мы копейки считаем», «Мужик реально хочет что-то изменить», «Идет как на Голгофу, до конца», «Каратели избивают народ дубинками», «Посмотрите на жену, как же она держится».
Такие смыслы понятны обывателям, уже совсем далеким от политики. Это воспринимается лучше, чем коррупционные схемы с кучей стрелок, это на самом деле массовая аудитория, другая орбита. И дело не только в содержании и охвате этих смыслов, но и в том, что их намного проще транслировать. Чтобы усилиться политически, уже не нужно тратить кучу времени и ресурсов на расследования схем очередного жулика. Теперь инфоповоды с этими новыми смыслами, которые стали актуальны вследствие безумных действий власти, сейчас валятся сами как из рога изобилия. И если их упаковать правильно, необходимое мнение может формироваться уже не на рациональном, а на каком-то органическом уровне, через отторжение. Дуболомы, которые перехватили в стране политтехнологический штурвал и готовят сейчас решения, мое мнение, действуют откровенно неадекватно.
Если решили садить, социально более приемлемо это сделать за оскорбления фронтовика, за призывы выходить на улицу в период пандемии, за организацию массовых беспорядков или на худой конец за измену Родине. Но никак не по этой дичи с Ив Роше и заменой условного срока на реальный, когда суд воспринимается как политическая расправа уже кардинально более широкой аудиторией. Все это массово подрывает уважение к закону, смещает социальные нормы. К каким последствиям это приведет? Мое мнение, сама собой ситуация не успокоится. Общество будет поляризоваться — или до свержения власти, или, если ее первые лица осознают происходящее, свои риски и начнут действовать адекватнее, до ее какой-то техничной трансформации. Маховик раскачивается и до выборов в Госдуму будет только ускоряться.