Бердск. «Рынок» экстремистских ярлыков
Интересно, как вообще устроен этот «рынок» экстремистских ярлыков и будет ли практика присвоения статуса «экстремистов» оппозиционным кандидатам хоть как-то централизована? Очень интересно, считает ли администрация президента события в Бердске нормальными и будет ли на них реагировать?
Депутат горсовета Новосибирска и политтехнолог Александр Бурмистров рассуждает о предвыборной ситуации в Бердске, где «Единая Россия» столкнулась с очевидными трудностями, а авторы «Умного голосования» оказались поставлены перед непростым нравственным выбором. Эксперт убежден, что местные кланы и элиты пользуются нынешним репрессивным политическим законодательством, чтобы обеспечить себе результат на выборах.
Мусорный полигон
Главная тема выборов — строительство мусорного полигона рядом с городом. Место — рядом с жилыми домами, аэродромом, кладбищем и речкой, которая идет через садовые товарищества, санатории, детские лагеря, пляж и впадает в Обь рядом с водозабором. Угроза экологии и здоровью жителей очевидна.
Исходя из полученных документов, на момент сдачи земельного участка в аренду под полигон, его собственником был Виктор Голубев. Большинство местных депутатов находятся в зоне его влияния, брат является председателем горсовета, назначения чиновников, ключевые решения, действия местной «Единой России», как мне сообщили сразу несколько источников, согласовываются с ним.
Власть старается как-то смягчить ситуацию, областное руководство рассказывает, что итоговое решение еще не принято. Вместе с тем, полигон включен в территориальную схему по обращению с отходами, утвержденную как раз руководством области. Это юридический факт. Уже отсыпана щебеночная дорога. Завершаются работы по оформлению всех документов.
Против свалки публично выступает КПРФ, самовыдвиженцы, коалиция, кандидаты в Госдуму, местные общественники. Понимая ситуацию, технично к теме стараются примазаться даже отдельные единороссы.
Новая партия власти
Еще один сюжет — с прицелом на победу система использует не только кандидатов от «ЕР» и самовыдвиженцев, но и кандидатов от других партий. На выборах в Госдуму откровенно тащат кандидата от «Справедливой России», на выборах в горсовет — «Партию пенсионеров». В публичных мероприятиях этой партии активно участвует даже мэр города.
На территории Микрорайона, где много новостроек и позиции «ЕР» слабее, чем в целом по городу, кандидаты «Партии пенсионеров» выдвинуты сразу по пяти округам — 19, 20, 21, 22, 25. На 20 округе кандидат от «ЕР» уже кандидатуру сняла, на 22 округе кандидат «ЕР» является статистом, с задачей победить работает «пенсионер».
Персонаж интересный, что о нем известно? Человек молодой, нет даже 40 лет, занимался молодежной политикой в администрации Бердска, пять лет назад на выборах в горсовет выдвигался от «ЕР», был помощником депутата-единоросса, работал заместителям руководителя региональной общественной приемной Дмитрия Медведева, по некоторым данным даже был членом бердского политсовета «Единой России». Идеальная биография, чтобы подобрать франшизу «Партии пенсионеров» и в агитационных материалах как бескомпромиссный боец-оппозиционер требовать от власти достойных пенсий.
Регистрация коалиции
Другая значимая история — большинство кандидатов коалиции (12 из 17) не зарегистрировали как «экстремистов». Интересно, что с забега сняли даже Михаила Рязанцева. В Новосибирске он уже лет десять очень основательно занимается вопросами градостроительства, в том числе и результативно борется против точечной застройки и за защиту зеленых зон. Интереса к федеральной повестке, какой-то глобальной политической борьбе и массовым акциям протеста у него не замечал. Если на основании писем полиции и минюста как «экстремиста» прикручивают даже его, то отказать в регистрации теперь могут любому. Вообще любому.
В то время, как большинство кандидатов коалиции сняли, пять кандидатов этого коллектива все-таки зарегистрировали. Самый интересный вопрос — по какому критерию их выбирали. Почему власть зарегистрировала кандидатов коалиции именно по округам 6, 7, 20, 22, 23?
Вопрос значим как прецедент и для Новосибирска, в тему вник. Мое понимание, потому что против команды Голубева (олигарха, который рулит и местной «ЕР», и всем Бердском) именно на этих округах есть сильные местные кандидаты. Задача местной власти по большинству этих территорий — разбить «протест» и завести своих.
Коалиция против бердской оппозиции
Итак, коалицию допустили на выборы по округам 6, 7, 20, 22, 23. Кто из местных идет по этим округам?
Округ 6 — формально здесь есть выдвиженец «СР» Роман Бабинец. Насколько удалось выяснить, был связан с командой Дрёмина. В Бердске это центр силы, независимый от Голубева. Кандидат от «ЕР» — один из приближенных Голубева, работает на округе откровенно слабо. Также баллотируются самовыдвиженцы Дарья Артамонова, Михаил Гоголь, Павел Кузеванов, Алексей Жуков («Родина»), Елена Невеличко (ЛДПР), Павел Шаяхметов («ЕР»)
Округ 7 — директор школы, представитель «ЕР» Евгений Перфилова. Как мне рассказали местные, по разным вопросам имеет свое мнение, фактом своего существования дестабилизирует ситуацию во фракции, является помощницей депутата заксобрания Зои Родиной, которая активно выступала против полигона, что для местных единороссов просто невероятно. Учитывая имеющуюся поддержку, статус депутата и директора школы, не выдвинуть ее не получилось. Среди местных жителей нормальных оппонентов ей не нашлось, поэтому внутреннюю оппозицию во фракции решили снести с округа, зарегистрировав кандидата от коалиции. Также баллотируются самовыдвиженец Владимир Аржанов, Виталий Ларионов («СР»), Андрей Липатов («Новые люди»), София Хабибулина (ЛДПР).
Округа 20 и 22 — возглавляющие местную строительную компанию «СтройРегионСервис» Владимир Постников и Алексей Осин. бизнесмены и действующие депутаты. Проводят самостоятельную и независимую от «Единой России» политику. Голосовали против повышения тарифов ЖКХ, подписывали обращение областным властям против строительства мусорного полигона. Насколько мне известно, успешно отбили инициативу перезонирования под жилье рекреационной территории Бердской косы, выступали против продажи земельного участка бывшего детского лагеря «Юность».
На 20 округе также зарегистрированы Тамара Алексеева («ЕР»), Александр Ботанцев (ЛДПР), Денис Котов («СР»), самовыдвиженцы Павел Лошкевич и Евгений Савостьянов, Валерий Яготин («Партия пенсионеров»).
22 округ — самовыдвиженец Данил Абраменко, Виктория Бокал («СР»), Лариса Васина («Родина»), Валерия Гурбашкова (ЛДПР), Светлана Константинова («ЕР»), Евгений Коржов («Партия пенсионеров»), Марат Шафиков («Новые люди»).
Округе 23 — Людмила Чуркина, депутат от КПРФ, один из местных лидеров партии, с высокой узнаваемостью и поддержкой. Как директор учреждения предоставляла помещения ДК «Родина» для публичных мероприятий против строительства конфликтного и резонансного мусорного полигона. Была даже депутатом облсовета, работает несколько созывов, не стесняется занимать самостоятельную позицию. Также баллотируются самовыдвиженцы Алексей Гриценко, Роман Кращук, Сергей Ступко, Анастасия Жаркова (ЛДПР), Жанна Копачель («ЕР»), Артем Немиро («СР»), Евгений Решетов (партия «Зеленых»).
«Рынок» экстремистских ярлыков
Итак, кандидатов коалиции зарегистрировали только по тем округам, где доминируют кандидаты, которые или независимы, или находятся в конфликте с командой Голубева. Четыре из этих пяти кандидатов — действующие депутаты. По этой истории видно, как государственную политику по блокировке команды Навального на выборах в своих интересах используют местные кланы и элиты. Надо кого-то протащить — объявляем оппонентов экстремистами, нужно создать проблемы депутату от КПРФ (Чуркиной), действующим независимым депутатам (Постникову, Осину), конкурирующему клану (Бабинцу) или даже излишне самостоятельному депутату от своей же партии власти (Перфиловой) — ярлык «навальнистов» с коалиционеров снимаем и регистрируем.
Получается, местные кланы и элиты наживаются и решают свои вопросы не только, например, на федеральных программах или строительных подрядах, но и на госполитике, умело ей манипулируя. Сам закон, когда даже без суда неугодные кандидаты могут получить отказ в регистрации, загоняет ранее мирный протест в нелегальные формы. Исполнение этого закона — еще более ужасающее.
Что является основными критериями применения «экстремистских» норм при регистрации оппозиционных кандидатов на муниципальных выборах? Мое мнение, когда это расклады по отдельным округам, борьба за власть городских групп влияния, коммерческие интересы местного олигархата по строительству мусорной свалки и необходимость избрания в связи с этим лояльного горсовета — это еще один шаг к глобальной дестабилизации.
Интересно, как вообще устроен этот «рынок» экстремистских ярлыков и будет ли практика присвоения статуса «экстремистов» оппозиционным кандидатам хоть как-то централизована? Очень интересно, считает ли администрация президента события в Бердске нормальными и будет ли на них реагировать?
Какой выбор сделает Сергей Бойко?
Во всей этой истории с выборами в Бердске есть еще один интересный момент — внутреннее противоречие в позиции самой коалиции.
С одной стороны есть коллектив, молодежь, которая стремится к получению каких-то полномочий, возможностям влиять на систему изнутри и которая идет на выборы с желанием победить. Есть донаты, агитматериалы, волонтеры и организованный штаб.
С другой стороны — есть сильные местные кандидаты и декларируемый принцип умного голосования, по которому для победы над «ЕР» нужно объединить протестные голоса и всем вместе проголосовать за самого сильного противника единоросса на каждом округе.
По округу №7 ситуация очевидна, там основной претендент на победу из «ЕР», по остальным округам все намного занятнее. Какое решение будет принято: в интересах коллектива и своих кандидатов или в интересах задачи победить ЕР и декларируемых ценностей? У Сергея Бойко непростой моральный выбор.
Усиление КПРФ
Кандидаты КПРФ не выдвинуты на нескольких территориях, где на победу претендуют сильные кандидаты-самовыдвиженцы. Еще на нескольких территориях кандидатов не нашлось, по большинству остальных округов кандидаты КПРФ выдвинуты, многие из них активно работают и претендуют на победу. Фамилии, кто лидирует, а кто нет, не называю, потому что в ситуацию на каждом округе не погружен. Есть чем заняться у себя в Ленинском районе Новосибирска.
Даже в самом первом приближении видно остервенение, с которыми местная власть борется с Камилем Джафаровым, помощником депутата Госдумы Веры Ганзи и начальником юридической службы обкома КПРФ. Выделяется и кандидат от КПРФ Сергей Фёдоров — подполковник ФСБ в отставке, начинавший еще в КГБ СССР, который борется против председателя горсовета Владимира Голубева. Очень символическое противостояние, уникальное.
В целом по ситуации в Бердске ясно, что общефедеральный запрос на перемены в городе накладывается еще и на отвратительную историю со строительством мусорного полигона рядом с дачами, кладбищем, аэродромом и домами, усталостью от команды Голубева и отказом в регистрации большинству кандидатов от коалиции. На этом фоне КПРФ свои позиции в городе явно усиливает. Следим за развитием событий.