Продуманность не для Новосибирска: наша стихия — хаос и импровизация
Новосибирский чиновник делает то, что привычно, а не то, что полезно. Любую инициативу он воспринимает, как теннисист летящий на его поле мяч. Его первое, уже инстинктивное, действие — отбить мяч и перебросить на другое поле.
Издание «Деловой квартал — Новосибирск» провело круглый стол на тему «Новосибирск — главный. Как оправдать статус столицы Сибири». Мероприятие стало продолжением дискуссии, возникшей после резонансного поста Юлии Катковской «На Новосибирск всем пофиг». Организаторы вынесли на обсуждение наиболее острые городские проблемы. По итогам круглого стола присутствовавший на нем в качестве спикера руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур испытал ощущение дежавю. Почему и чего опять не случилось, он рассказывает в своей колонке.
Мне выпала честь сделать первый доклад. В основном я повторил тезисы статьи о том, что развитие трамвайной сети может спасти Новосибирск от пробок (а транспортная проблема в городе стала одной из важнейших, если не главной). Кому интересно, почитайте.
Из нового по теме — федеральный центр готов дать взаймы (и под концессию) деньги на развитие и достройку трамвайной сети, но это потребует расходов из областного бюджета в размере 2,5 млрд рублей ежегодно. Стоит ли спасение новосибирцев (правда, неполное — не до всех микрорайонов дотянется) от пробок полутора процентов областного бюджета? Особенно если учесть, что Новосибирск дает, наверное, 80% этого бюджета? Вопрос политический. И ответ на него пока таков — денег никто давать не хочет.
Я же поделюсь своими впечатлениями от круглого стола. Сначала кратко: главное впечатление — «дежавю».
Вроде бы и достаточно представительный был круглый стол. Пришли не только и не столько «общественники», которым уже и собираться вместе не надо, ведь каждый примерно знает, что скажет другой. Были представители бизнеса, в том числе инновационного, сотрудники мэрии от департамента спорта и молодежной политики. Был главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин. Пришел генеральный директор Агентства инвестиционного развития (АИР) области Александр Зырянов.
Правда, от «транспортного цеха», с которого и началось обсуждение, от мэрии не было никого. Как и на подавляющем большинстве других круглых столов, реального обсуждения способов решения проблем не случилось. Подозреваю, что общественная культура России утратила этот навык. Под дискуссией мы понимаем крик оппонентов друг на друга. На круглом столе было культурнее. Но по сути каждый просто высказывал свои тезисы, почти никак не реагируя на прозвучавшие ранее. Круглый стол как череда презентаций и высказываний.
Это тоже хорошо. Обозначить проблему тоже надо. Но для ее решения нужно большее. Понимание, как ее решать, план. И попытка его придерживаться.
На круглом столе прозвучала прекрасная лекция руководителя группы ландшафтного дизайна компании «Брусника» Алексея Хриченкова о благоустройстве и озеленении Екатеринбурга. Все продумано, с учетом подземных рек, с удобством для людей. А я слушал лектора и вспоминал, как нам в Новосибирске сделали прекрасный проект благоустройства Красного проспекта, как о нем спорили и ломали копья, а потом пришел Александр Мысик (МУП «УЗСПТС») и все сделал по-своему. Потому что дали денег под проект «Безопасные и качественные дороги». И запланированная велодорожка на Красном так и не появилась. А руководитель проекта «Привет, велосипед» Алексей Куницын «эмигрировал» в Москву, так и не дождавшись появления хоть одной нормальной велодорожки в Новосибирске.
Планирование и продуманность — это не для Новосибирска. Наша стихия — это хаос и импровизация на ходу.
Об этом уже в области архитектуры высказался руководитель «Агентства инвестиционного развития» Новосибирской области Александр Зырянов: «Я когда проезжаю мимо новостроек у Димитровского моста, ЖК „Венеция“, думаю — как можно было такое разрешить и согласовать? Мне кажется, что в мэрии не все любят Новосибирск. И почему у нас не берется плата за перезонирование? Застройщик покупает промку за три копейки, без социальной инфраструктуры, переводит ее под жилье и зарабатывает. А в Москве за такой перевод берут деньги».
Показательным было выступление Ивана Крючкова, директора компании «Интекко», занимающейся производством и установкой «умных остановок», совмещенных с мачтами связи. Он рассказал о годами идущих переговорах с чиновниками, которые ничем не кончаются. Вроде бы и хорошее пытается сделать бизнес и даже за свой счет, но постоянные затяжки, препятствия. Меняется руководитель департамента (транспорта) и всё начинается заново. На данный момент в Новосибирске установлено восемь таких остановок, а могло быть больше.
Александр Ложкин сообщил, что проблема, на самом деле уже решена в декабре: «У нас разработана полная линейка остановочных павильонов, она передана в департамент промышленности и предпринимательства, в департамент транспорта, готовится правовой акт мэрии. В том числе павильон связи. По поводу конкретно этих остановок, с мачтой — у нас начали поступать жалобы граждан, жалобы депутатов».
Это вызвало довольно бурную реакцию Ивана Крючкова: «Я сам эксплуатирую эти остановки, никаких жалоб не было, наоборот — люди подходят, благодарят. А что касается согласованной линейки в декабре — у нас с вами ведется деловая переписка, вы даже не удосужились поставить нас в известность! Вы настолько не уважаете своих контрагентов, свои компании, которые находятся в Академпарке, что даже не можете их в известность поставить?»
Тут я должен пояснить. Многие бизнесмены считают, что если они приходят к новосибирским чиновникам сделать что-то хорошее и взаимовыгодное, а уж тем более — за свой счет, то их должны встречать с распростертыми объятиями и всячески оказывать содействие.
Но новосибирские чиновники (да и не только новосибирские) не так устроены. Любое такое предложение — это дополнительный геморрой для чиновника. Его надо упаковать в процедуры, закупки и так далее. А если кому-то не понравится? А если жалобы жителей? А если прокуратура проверит? А если в этой затее есть коммерческая выгода, не засудят ли конкуренты? Это даже без всякой коррупционной составляющей, которая предполагает отжим и монополизацию любого выгодного начинания.
Новосибирский чиновник делает то, что привычно, а не то, что полезно. Любое начинание, любую инициативу он воспринимает, как теннисист летящий на его поле мяч. Чиновник точно знает границы своего «поля», за что именно он отвечает. Его первое, уже инстинктивное, действие — отбить мяч и перебросить его на другое поле. «Не моя ответственность», «Это нельзя, законодательство запрещает», «Это не укладывается в нормативы». Если мяч перебросить на другое поле с одного удара нельзя — значит, запустить свечой в небо, «подвесить» вопрос, чтоб висел как можно дольше. Глядишь, следующий прилет мяча придется уже на сменщика.
Типичной является проблема новосибирской вони. Она идеально попала в «межведомственное» поле. С формальной точки зрения даже и предмета для обсуждения нет — ПДК не нарушены. Не нарушены ПДК — нет нарушения, нет повода для вмешательства контролирующих органов. А что воняет неприятно — ну бывает. Примерно об этом на круглом столе в очередной раз рассказал ученый-химик и директор компании «Утокс» Андрей Загоруйко.
Он также сообщил, что есть технология, позволяющая ликвидировать неприятный запах от отходов животноводства и птицеводства, но требуются механизмы стимулирования ее применения предприятиями, которым, конечно, дешевле просто выливать все на поля.
Общественник Владимир Кириллов заявил, что источник неприятных запахов наконец-то найден, и это коллектор и отстойники горводоканала. Впрочем, он тут же перечислил еще несколько. Например, несанкционированные сливы в малые реки Новосибирска — как ассенизаторских машин, так и от промпредприятий.
Одна из проблем новосибирской вони — множественность «подозреваемых» и отсутствие четких доказательств, кто из них «основной» поставщик неприятных запахов.
Достаточно долго на круглом столе обсуждалась «креативная экономика», без которой Новосибирску никуда (у нас ни нефти, ни градообразующих предприятий). Поскольку одним из спикеров был Владимир Томко из агентства «Мелехов и Филюрин», разработавшей новогоднюю символику Новосибирска, дискуссия была бурной. Но, она, скорее, была посвящена самой отрасли.
На том и разошлись. Общественность выступила, чиновники показали, что они пришли и провзаимодействовали. Только опять не заслушали начальника транспортного цеха.