«Идеальный шторм» «Тангейзера»

03 Апр 2015, 05:19

В обществе произошёл раскол. Церковь больше не воспринимается как пастырь, учащий неразумных. Она оказалась в положении гонителя, рука об руку с властью и «ЕР» — против режиссера и актеров. Отчетливо запахло средневековьем, это произвело шокирующее впечатление на новосибирцев, далёких от политики.

Скандал вокруг оперы «Тангейзер» высветил узел проблем современного общества. И не только новосибирского — в существенной степени корни скандала уходят в первопрестольную. Оттуда дёргают за видимые и невидимые нити, и на колебания нитей откликаются те или иные новосибирские персонажи.

Сначала о своей личной позиции по поводу оперы «Тангейзер», чтобы потом к этому не возвращаться.

Опера

Как знатному новосибирскому политологу, чей телефон есть в базе данных федеральных СМИ, мне за прошедшие месяцы приходилось неоднократно отказываться давать комментарии по поводу «Тангейзера» и отсылать к другим людям. Я не видел оперы, я не являюсь специалистом ни в искусстве, ни в богословии, почему я обязан иметь своё мнение по всему, что происходит в Новосибирске?

Не обязан, но уже приходится.

Итак, по поводу оперы. Если бы я был на месте Тимофея Кулябина (а об этом смешно даже говорить), никогда бы так не поступил, потому что считаю эту тему опасной, и не только в социальном смысле (протесты православных), но и в буквальном — «не поминай имя Господа всуе».

Насколько я понял из объяснений тех, кто оперу смотрел, перед Кулябиным стояла задача «осовременить» средневековую историю, сделать ее понятной сегодняшнему зрителю. В вагнеровском либретто рыцарь-христианин попал в грот Венеры, подвергся соблазнам, потом понес ересь о равенстве плотской и духовной любви, был за это гоним людьми, но всё-таки прощён Богом. Прошу прощения, если что переврал.

Грот Венеры задан Вагнером и оперой, встаёт вопрос: а кого сегодня туда поместить? Современного человека? Эстрадного исполнителя? Так они будут только рады, а спетые ими песни на эту тему займут верхние строчки хит-парадов. Какие мучения, какие гонения, какое раскаяние и помешательство? Да у нас вся эстрада — сплошной «грот Венеры».

Вот Кулябин и придумал «историю в истории»: Тангейзер стал режиссёром, снимающим скандальный фильм. Но опять же, с чего фильм про грот Венеры может стать скандальным в обществе, которое по вечерам смотрит канал ТНТ и ходит на фильм «50 оттенков серого»? Для скандала нужно «наложение сакрального на неприличное». Видимо, так появилась идея поместить в «грот Венеры» актера, который играет актера, который играет Христа.

Скандал, как мы знаем, удался на славу.

Я бы на месте Кулябина поместил бы в грот Венеры не «актера, который играет Христа», а, например, молодого монаха, который собрался принять участие в фестивале православного рока. Не уверен, что это избавило бы от протеста православных активистов, но позиция была бы чиста. Но если отбросить мои предубеждения и суеверия, то Тимофей Кулябин остался в рамках дозволенного законом (как мы знаем из решения суда) и отразил проблемы нашего общества. Да, он показал «наложение сакрального на неприличное», чтобы продемонстрировать последующие остракизм, гонения и душевные муки.

Ровно то же самое, но в гораздо больших масштабах, сделали православные активисты и те СМИ, которые освещали события. Причём центральные каналы («Вести» с Киселёвым) демонстрировали «наложение сакрального на неприличное» на всю страну. Если оперу Кулябина в НГАТОиБ посмотрело 7-8 тысяч человек, то избранные отрывки — стараниями активистов, новосибирской митрополии и «Вестей» — миллионы. В какой степени все эти прекрасные люди, действовавшие из самых лучших побуждений (надеюсь) разделяют с Тимофеем Кулябиным ответственность за «оскорбление чувств верующих»? И мы видим, что происходящее с оперой «Тангейзер» в существенной степени воспроизводит происходящее в самой опере с фильмом «Грот Венеры». Матрёшка историй получается уже тройной.

Православные активисты

Теперь посмотрим на «противоположную сторону». У меня к явлению «православного активизма» вполне спокойное отношение, в принципе. Действительно, на телевидении, в индустрии развлечений и в искусстве происходит перекос в сторону «шуток ниже пояса» и нарастающей аморальности. Этот перекос вполне естественен — спрос порождает предложение, а разврат всегда пользовался спросом. И единственное ограничение для нарастающей аморальности (кроме государственной цензуры) — это организованный протест. Если бы ряд муниципалитетов или регионов отказался от вещания ТНТ из-за его аморальности, канал пересмотрел бы редакционную политику. Рок-клуб, привозящий порно-звезду, сталкиваясь с пикетом у дверей и последующими судебными исками, в следующий раз уже задумывается.

Мы все в бывшем СССР немного дикари в части общественной жизни, так как её 75 лет не было (кроме лицензированной и контролируемой). Поэтому формы протеста часто носят неадекватный характер. Протестующие против застройки сквера перекрывают дорогу и бьют милицию (а при чём здесь автомобилисты и милиционеры?), православные активисты играют мускулами и угрожают.

Как и многих других, меня напрягает нарастающая агрессивность православных активистов и их нацеленность на «пятую колонну». Но в целом про явление нельзя сказать, что оно однозначно негативное. Новосибирск — город с постоянно растущей гражданской активностью, и вот есть и такая.

У православных активистов было несколько, один за другим, «успехов». Отмены концертов Мэнсона и «Бегемота» привлекли к ним новых сторонников. Очевидно, что лидеры не обременены чувством меры, и достигнутые успехи будут только усиливать натиск с их стороны. Также очевидно, что наступление православной цензуры остановит только более-менее массовое сопротивление этой цензуре со стороны недовольных цензурой.

Столкновение цензурирующих и цензурируемых в Новосибирске было неизбежно, вопрос стоял в сроке и в конкретном поводе. Примерно так я определил для себя ситуацию пару лет назад и занял позицию зрителя.

«Идеальный шторм»

Скандал с оперой «Тангейзер» получился своего рода идеальным штормом, так как, с одной стороны, объектом атаки оказалось крупнейшее учреждение культуры в Сибири — Новосибирский оперный театр, а, с другой стороны, к православным активистам присоединилось сразу несколько важных сил.

Впервые прямое участие в борьбе с «кощунниками» приняли руководители Новосибирской митрополии и священники лично. Ранее они высказывали слова поддержки активистам и защищали их «от нападок». Теперь митрополит Тихон пожаловался на спектакль в прокуратуру, а протоирей Александр Новопашин сам вёл митинг, он же молитвенное стояние, сразу после которого стало известно, что уволен директор Новосибирского оперного театра Борис Мездрич.

Служители Новосибирской и Бердской епархии призывали верующих идти на этот митинг. Хотя формально это были действия отдельных священнослужителей, а вовсе не епархии или митрополии, с точки зрения стороннего наблюдателя, в конфликт вовлеклась церковь.

На митинге отметилось две политических силы. Мы видим на фотографиях многочисленные флаги НОД, которое ставит своей целью противостояние гипотетическому Майдану. Видим и плакаты против «пятой колонны». Также среди выступающих были представители «Единой России»: депутат Госдумы Николай Валуев и глава фракции «ЕР» в заксобрании Андрей Панфёров.

Совершенно случайно (наверно) накануне митинга Александр Новопашин был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», а Борис Мездрич в день митинга был уволен. Эти совпадения можно трактовать так, что государство одобряет позицию служителей епархии. Конфликт, с одной стороны, был выведен на небывало высокий уровень (что там говорить, в федеральных новостях Новосибирск затмил собой Украину), а с другой — церковь оказалась вовлечена в политический митинг.

Пиррова победа

На мой взгляд, эта победа оказалась для Новосибирской митрополии (да наверно и для православных активистов) пирровой. Столь демонстративное слияние административного давления с уличной «православной активностью» произвело шокирующее впечатление на многих новосибирцев, далёких от политики. Предполагаю, что митинг 5 апреля будет многочисленным.

Но дело даже не в этом. В новосибирском обществе произошёл раскол. Он и раньше был, но сейчас рванули по-серьезному. Церковь никем в Новосибирске теперь не воспринимается, как авторитет, стоящий над схваткой, или как пастырь, учащий неразумных. Боевые активисты на улице, заявление прокурору, непризнание решения суда и «добивание» противника через федеральную власть — такой портрет церкви рисуется не участвующим в церковной жизни светским гражданам Новосибирска. Отчётливо запахло церковной цензурой, «чёрными сотнями», инквизицией и средневековьем.

Понимаю, что служители епархии меньше всего нуждаются в моих советах, но всё же в этой истории можно было повести себя совсем по-другому. Обратиться к театру со словами «Ну что же вы делаете, вам непонятно разве, что образ Христа в окружении блудниц неприятен верующим? Поменяйте постановку, пожалуйста!» Можно было призвать прихожан не ходить на оперу «Тангейзер», или вообще — в оперный театр. А сейчас получается, что церковь в положении гонителя, рука об руку с властью и с правящей партией — против режиссёра и актёров.

И боевые барабаны с обеих сторон заглушают немногие голоса, зовущие к переговорам. Одни готовы выступать против разрушения традиционных ценностей, другие — против новой инквизиции. Вопрос, возможен ли компромисс, достижение какого-то соглашения о «гражданском мире» в Новосибирске, даже не стоит: нужно додавить до конца, враг должен быть уничтожен, кто не с нами, тот против нас и так далее. Все мы родом из коммунистического прошлого. И деятели культуры, и многие священнослужители состояли четверть века назад в одной партии. Потому и имеют соответствующую политическую культуру.

Что обидно, именно в Новосибирске в ходе скандала с Pussy Riot случилось совершенно беспрецедентное явление: после нескольких «столкновений» на улице православная и либеральная молодёжь стали встречаться и дискутировать. Причём именно в том самом соборе имени Александра Невского, настоятелем которого является Александр Новопашин, и который сейчас воспринимается чуть ли ни как «центр мракобесия». Но, как и многое другое хорошее, это начинание не вызвало интереса «широкой общественности» и заглохло.

Власть

Мы видим в ходе происходящего скандала вокруг оперы «Тангейзер» блестящее фиаско власти. Если у разных представителей общества разные представления о том, что допустимо, а что нет, должны быть законы, это определяющие, а власть должна следить за их соблюдением.

В российские законы совсем недавно были внесены поправки, ставящие под охрану чувства верующих. То есть государство выделило верующих в особую категорию (что, кстати, противоречит Конституции, говорящей о равенстве прав, независимо от отношения к религии) и особо о них заботится.

И что мы наблюдаем в Новосибирске? Сначала оскорблённые верующие обращаются в прокуратуру, прокуратура возбуждает административное дело, суд не находит нарушений в действиях руководства театра. Тогда верующие выходят на протестный митинг, а министр культуры отправляет директора театра в отставку. Но ведь постановка произошла в театре, подведомственном министерству культуры РФ, с соблюдением правил и процедур, принятых в министерстве, а суд не обнаружил нарушения закона.

Выходит, мнение православных активистов (и священников) у нас главнее закона. И они решают, было ли оскорбление или не было. Во всяком случае, так считает заместитель министра культуры РФ.

Так можно зайти очень далеко. В Ираке чувства верующих оскорбляют развалины древней столицы Ассирии и крылатые львы, в Афганистане — каменные статуи Будды.

Власть не сделала ничего (во всяком случае — публично) для примирения сторон. И можно предполагать, что пыталась достичь с помощью скандала каких-то своих целей. Во всяком случае, конспирологические теории на этот счёт уже появились. Получается, что законы, а также общественные и властные институты не сработали в ходе развития конфликта. Вопрос решается просто: кто вывел больше людей на площадь, тот и прав. Но это же просто-напросто провоцирование массовой уличной активности.

Некоторые выводы

Я вижу, что в протест против цензуры в Новосибирске вовлечено большое число аполитичных людей, которые ранее никогда не высказывали оппозиционных настроений. Это означает, что задача «локализовать и деморализовать» «пятую колонну» (если таковая ставилась) не была выполнена. Наоборот — вызвана новая волна возмущения, в которую вовлекаются всё новые люди. И это то, что власть менее всего хотела бы получить.

Церковь, вольно или невольно, оказалась вовлечена в политическое противостояние. Самое печальное, что мы в Новосибирске вынуждены сталкиваться друг с другом лбами из-за того, что кто-то отрабатывает новые технологии борьбы с оппозицией. В Новосибирске не может быть Майдана (Майдан может быть только в столице), но раскол, на который нас провоцируют, с помощью центрального телевидения может быть распространён на всю страну.

Семена раздора и ненависти всё сеются и сеются, а мы даём им благодатную почву.

Призвал бы остановиться, подумать, начать договариваться... Да кому это нужно?




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года