Не на того напали

Александр Попов
16 Ноя 2016, 07:30

Атака на команду Амана Тулеева, похоже, не произвела должного эффекта – силовики не учли, что губернатора им запугать не удастся, и молчать он не станет.

Александр Попов, журналист, главный редактор журнала «Эксперт-Сибирь» в 20102014 годах, специально для Тайги.инфо:

Осенью 2013 года я вместе с коллегой из «Эксперта», где мы оба тогда работали, брал интервью у Амана Тулеева. «Живые» беседы в формате тет-а-тет с журналистами он проводит очень редко; местные коллеги ограничиваются редкими брифингами, федеральным иногда везет больше. Можно сказать, что повезло тогда и нам и те два с половиной часа, что шла наша беседа, навсегда останутся в моей памяти.

Позволю себе цитату из вводки к тому интервью: «Во время двухчасовой беседы мы имели возможность ощутить всю мощь харизмы Тулеева. Тщательно проработанная вышколенной пресс-службой премодерация интервью полетела в тартарары на третьей минуте разговора, хозяин кабинета не раз не на шутку горячился, стуча кулаком по столу и смачно сдабривая речь доходчивыми русскими выражениями. Яркий, нестандартный, опытный человек, сильно болеющий за людей и за дело вот краткая выжимка наших личных впечатлений».

А с ноября 2015 года по май 2016 года мне посчастливилось поработать в Кемеровской области в довольно крупном даже по федеральным меркам холдинге. Если учесть, что и в течение пяти лет работы главным редактором журнала «Эксперт-Сибирь» темой Кузбасса мне приходилось заниматься лично, и достаточно плотно, себя я так или иначе чужим в этом регионе не чувствую. Конечно, всегда тянет домой, но после полугода жизни в Кемерово некую связь с регионом я все-таки ощущаю.

Поэтому последние события меня, мягко говоря, впечатлили. Подоплека сейчас всем известна. И.о. первого вице-губернатора Александр Данильченко, выходец из угольной отрасли (он работал и в структурах «СДС», и в «Кузбассразрезугле», и в «Стройсервисе»), а также заместитель губернатора по взаимодействию с правоохранительными органами Алексей Иванов подозреваются в вымогательстве 51% акций АО «Разрез «Инской», которые оцениваются в 1 млрд рублей (непонятно, впрочем, кто высчитал такую красивую цифру). Фигурантами дела также стали начальник департамента административных органов обладминистрации Елена Троицкая, учредитель ООО ПТК «Уголь», кузбасский олигарх и миллиардер из списка Forbes Александр Щукин, его партнер по бизнесу Геннадий Вернигор, а также начальник управления СК РФ по Кемеровской области Сергей Калинкин. Дело возбуждено по п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ (вымогательство). Им занимается пятое следственное управление СК РФ, дислоцированное в Новосибирске, куда этапировали всех задержанных. Суд продлил им срок задержания до 18 ноября, дав следствию время для поиска дополнительных аргументов в пользу заключения всех под стражу. Само по себе это уже нелепо к чему тогда было задерживать и везти вип-группу из восьми человек за 250 км, если аргументов для ареста на тот момент еще не хватало?

Казалось, что в понедельник в здании на Советском проспекте, 62 в Кемерово взорвалась атомная бомба. Залетные силовики вроде бы представили публике уже отыгранную во многих регионах театральную постановку. Но не учли, что у местного театра директор «последний из могикан», каких уже в стране не осталось. Тулеев не ушел в молчанку, а открыто и жестко выступил в СМИ. Примечательно, что его пресс-служба в данном случае не стала выпускать литературно отредактированный релиз, а просто выложила видео с брифинга на сайте чтобы все желающие могли услышать слова губернатора и увидеть его характерную мимику.

«Никто ничего не сообщил, никто ничего не объяснил, никто не пришел» лично к Тулееву с информацией о проводимых следственных действиях

Из всего выступления Тулеева мое внимание привлекли следующие тезисы. Во-первых, все обвинения против своих заместителей он назвал абсурдными. Во-вторых, заявил, что их «грамотно подставили». «Кто-то очень грамотно разобрался, и ребят этих грамотно подставили. Ничего не скажешь юрисдикцию они нарушили. Я им давал резолюцию разобраться и доложить. Вторая резолюция материалы передать правоохранительным органам. То, что случилось, что вроде давайте контрольный пакет акций передадим этому товарищу и объединим предприятия это сделано, чтобы заработала шахта, чтобы не было забастовок и массовых увольнений», заявил Тулеев (цитата по ТАСС). В-третьих, губернатор не забыл рассказать о том, что у задержанных замов в ходе обысков и в кабинетах, и в квартирах не нашли «ничего ценного, никакого золота, часов и др." (пишет «Коммерсант»). Изъяли только компьютеры и жесткие диски. «Это порядочные честные люди, государственники. Ничего у них нет. Вчера был обыск в домах. Где горы золота? Почему их не показали?» спрашивал Тулеев. Проводя явные параллели с недавними арестами.

Но самое главное: «никто ничего не сообщил, никто ничего не объяснил, никто не пришел» лично к Тулееву с информацией о проводимых следственных действиях (также цитата по «Коммерсанту»). Это обстоятельство, по всей видимости, губернатора разозлило больше всего. «В конечном счете вину должен установить суд», прокомментировал текущий статус своих подчиненных глава угольного региона. Специально подчеркнув, что никто из его замов не уволен и продолжает формально исполнять обязанности. «Данильченко, Иванов и Троицкая сто лет никому не нужны и, скорее всего, нужен губернатор», потому что «идет неимоверная драка» за новые запасы угля, за увеличение объемов его добычи, в то время как он выступает против. Иными словами, за атакой на членов своей команду Аман Тулеев увидел прямой выпад в свой адрес. И, что самое интересное, пошел в ответную атаку.

В СК, похоже, такого не ожидали. «Идет кропотливая работа, и мы пока не говорим об окончательной виновности фигурантов, поэтому вызывают недоумение громкие заявления о якобы абсурдности выдвигаемых обвинений, тем более из уст тех, кто абсолютно не знаком с материалами уголовного дела», заявила представитель ведомства Светлана Петренко. Официально признав, что губернатор был явно не в курсе дел. Следственный комитет РФ, по ее словам, «продолжает сбор и фиксацию доказательств причастности сотрудников следственного управления и чиновников Кемеровской области к вымогательству, «при возбуждении дела нами при полном понимании всей ответственности за выдвигаемые подозрения сделаны заявления о причастности фигурантов к противоправным действиям, которые основаны на собранных законным способом материалах, в том числе и оперативно-розыскных материалах, полученных от органа дознания». «Вероятнее всего, у нынешних фигурантов найдется еще немало потенциальных защитников. Поэтому обращаемся ко всем желающим выступить с громкими заявлениями по этому уголовному делу дождитесь результатов расследования и не прикрывайте преступные деяния интересами народа либо какими-то другими высокими категориями. При этом напомню, что только суд может поставить точку в этом деле», резюмировала Петренко, по сути, повторив заявление самого Тулеева.

В том же выступлении перед журналистами Аман Тулеев достаточно внятно объяснил и суть происходящего вокруг разреза «Инской». Сейчас многие вспоминают об аналогичных кейсах например, о шахте «Грамотеинская» или судьбе активов предпринимателя Бориса Якубука. Но таких случаев было немало. Классический, о котором уже все забыли это продажа топ-менеджерами «Южкузбассугля» своих акций в пользу Evraz Group: после крупных аварий на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» Тулеев настоял на том, чтобы у компании был один собственник. Случай с объединением «Прокопьевскуголь», которое сначала в качестве «довеска» к «Алтай-коксу» перешло под контроль НЛМК, а потом, когда Владимиру Лисину старые шахты оказались не нужны, под напором Тулеева за один доллар было продано мэрии Прокопьевска (после чего большая часть шахт досталась холдингу «Сибирский деловой союз», который к декабрю прошлого года закрыл все из них), из этого ряда выбивается. Но были и случаи помельче от смены владельца Гурьевского металлургического завода до закрытого «Кузбассэлектромотора». Иногда, как в случае с цементным заводом, речь вообще шла исключительно о закрытии предприятия, а не о смене собственника

Все это основной элемент «ручного управления» экономикой, присущего лично Аману Тулееву. Это его стиль. «Плохой» собственник (который перестает платить зарплату и налоги, который доводит ситуацию на своем предприятии до социального взрыва) под натиском властей и лично первого лица меняется на «хорошего» конечно, исключительно «в рамках закона». Такое случалось за те два десятка лет, что Тулеев управляет Кузбассом, неоднократно. Были и проколы, поскольку в реальной жизни не бывает «хороших» и «плохих» собственников, все так или иначе грешны. И тогда смена собственника происходила еще раз. В этой практике юридическая казуистика вторична, а потому весьма показательно, что губернатор признал его подчиненные могли допустить ошибки. Но ведь важнее не это, а то, за что Тулеев бьется наиболее яро и жестко.

А что на самом деле будет с Кузбассом после Тулеева? Говорить о таком будущем среди местных элит не принято. Непонимание порождает и нервозность, и закулисные драки, и атаки на членов команды

Позволю себе еще пару цитат из той вводной статьи в «Эксперте». Эта часть работы лежала тогда на мне, так что под теми словами я и сейчас готов подписаться: «Кузбасс при Тулееве окончательно закрепился в архетипе индустриальной республики, в основе которой не этнос, а профессия шахтера, или, шире, горняка Национальная специфика определяет и особое сознание пролетарского социума в регионе причудливый симбиоз культа справедливости, православных ценностей и советских стереотипов Культом справедливости определяется и ярко выраженный социальный характер политики губернатора. Лозунг Учитель, врач, село, тепло стал категорическим императивом его деятельности с первых дней пребывания у власти. Тулеев позиционирует себя как выразитель интересов незащищенных групп населения, борец с засильем московских олигархов». И вторая цитата: «Отношение к бизнесу и предпринимателям в Кузбассе предельно прагматичное. Угольная отрасль давно поделена между десятками частных компаний. Никаких монополий или крупных игроков с государственным участием в ней не осталось. Ведущие игроки местной экономики давно переросли региональный уровень это огромные ФПГ, лишь добывающие уголь или выплавляющие металл в Кузбассе (и не только), но при этом работающие по всему миру. В сложившейся системе бюджетного федерализма только от губернатора и его команды зависит, каким будет поведение этих компаний. И Тулеев давно научился разговаривать с крупным бизнесом, доходчиво объясняя, что именно в области, а не в офшорах, должны платиться налоги и что такое социальная ответственность бизнеса С собственниками, не готовыми играть по правилам Тулеева, разговор ведется по-другому вплоть до подключения тяжелой артиллерии в виде прокуратуры или надзорных органов».

Еще раз такова парадигма власти, выстроенной в Кузбассе Аманом Тулеевым. С ней за два десятилетия в регионе свыклись. Иного здесь просто не видели или видели, в «дотулеевскую» эпоху, но уже подзабыли, как о страшном сне. Этот стиль можно критиковать. Можно называть его неправильным или отжившим свое. В нем наверняка можно найти и правовые изъяны, да и о справедливости поспорить. Но в Кузбассе не знают, как можно иначе. Кстати, чтобы убедиться, как можно, далеко ходить не надо достаточно посмотреть на Иркутскую область, которая в чехарде губернаторов превратилась в обычную «производственную площадку» крупных ФПГ. Из которых, пожалуй, только Олег Дерипаска от региона не отвернулся

Во всей этой истории с задержанием заместителей Тулеева интересно одно. Что это? Однозначный наезд на стиль управления Кузбассом, присущий ему и его команде по глубине субординации, кстати, далеко не уступающей тому же Татарстану? Или же мы наблюдаем более сложные игры, учитывая, что практически одновременно с событиями в Кемерово случился «улюкаевгейт»? Многие как-то упускают из виду, что вместе с чиновниками задержано и руководство управления СК по Кузбассу иными словами, главная цель атаки могла быть совсем не в кабинетах областной администрации.

Писать вилами по воде бессмысленно. Конечно, играет свою роль и то, что все прекрасно понимают время Тулеева уходит. Возраст, состояние здоровья, общий стаж пребывания у власти эти факторы очевидны. Вероятно, все это порождает нестабильность, попытки различных сил раскачать мощный и пока что устойчивый крейсер под названием «Кузбасс». Испытывают на прочность и самого Тулеева. События показывают, что испытание он проходит с блеском: губернаторов такого масштаба в стране почти не осталось, он один из последних. И на любое нападение отвечать будет атакой.

Но в глобальном плане все это только обостряет вопрос, а что на самом деле будет с Кузбассом после Тулеева? Говорить о таком будущем среди местных элит не принято по крайне мере, открыто. Непонимание порождает и нервозность, и закулисные драки, и атаки на членов команды. Печально, что губернатор предпочитает видеть вокруг врагов, атаковать или обороняться. А не заняться, к примеру, подготовкой преемника. Впрочем, в современной истории России только два политика сумели переступить через себя и сделать подобное это были Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев.





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года