Гринпис России предложил механизм проведения СЭО по Байкалу
Офис Гринпис в России направил обращения в федеральные Минприроды, Минэнерго и МИД, в которых высказался в пользу проведения трансграничной стратегической экологической оценки (СЭО) по Байкалу. И, более того, описал конкретные шаги, которые можно было бы сделать двум странам, чтобы уже в этом году начать проведение такого исследования.
Обращения практически полностью повторяют тексты аналогичных документов, которые ранее отправляла в ведомства коалиция «Реки без границ». При этом документы оформлены в виде поручения конференции природоохранных активистов «Экологические вызовы для России: настоящее и будущее», прошедшей 21 августа в Москве. Напомним, выступавший там российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов заявил, что СЭО необходима для Байкала – в том числе и для того, чтобы предложить оптимальные варианты ликвидации или минимизации трансграничных угроз озеру со стороны Китая и Монголии.
«Реки без границ» выступали за СЭО еще летом, после того, как в июле 41-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО рекомендовала России и Монголии в первоочередном порядке «совместно разработать трансграничную СЭО для любых будущих проектов по гидроэнергетике и управлению водными ресурсами, которые потенциально могут воздействовать на объект Всемирного природного наследия (озеро Байкал)».
Результатом трансграничной СЭО, по мнению экологов, должна стать выработка рекомендаций по гармонизации российской и монгольской нормативной базы в целях создания общей системы управления водными ресурсами бассейна озера Байкал и охраны его экосистемы.
Кстати, Гринпис также в июле поддержал эту инициативу. «Без одобрения проектов независимыми экспертами и местным населением, не может быть и речи о продолжении разработки проектов монгольских ГЭС», — резюмировал тогда Гринпис.
По сути, нынешнее обращение в три федеральных министерства от Гринпис формализует эту поддержку. «Совместная трансграничная СЭО имеет все шансы найти устраивающий все стороны выход из ситуации с планами строительства монгольских ГЭС в бассейне крупнейшего притока Байкала – реке Селенге», – говорится в письмах (копии есть у #СпасиБайкал).
Но самое главное, в письмах предложен и механизм организации такой СЭО. Во-первых, Гринпис советует обратиться в Центр Всемирного Наследия ЮНЕСКО за содействием России и Монголии в планировании этой работы, в том числе для того, чтобы привлечь к методическому обеспечению СЭО Международный союз охраны природы (МСОП, у этой организации – огромный опыт проведения подобных исследований). Во-вторых, при поддержке российско-монгольской Межправительственной комиссии создать межведомственную российско-монгольскую группу для координации взаимодействия с ЦВН ЮНЕСКО и разработки проекта генерального плана проведения трансграничной СЭО. Тогда формально работа будет идти на межгосударственном уровне, но под крылом ЮНЕСКО.
В-третьих, обратиться в правительства Монголии и России «с просьбой использовать уже планируемые в связи с оценкой монгольских гидроузлов РЭО, НИР и ОВОС для обеспечения части работ в рамках трансграничной СЭО». Речь идет о текущих и планируемых экологических исследованиях, которые уже проводятся двумя странами независимо. Так, к концу года должен завершиться второй этап НИР по изучению воздействия монгольских ГЭС на российскую часть бассейна Байкала и Селенги – ее по заказу Минприроды РФ проводит Иркутский научный центр СО РАН. В Гринпис пишут, что нужно «скорректировать и гармонизировать планируемые работы в соответствии с планом трансграничной СЭО», «проанализировать уже имеющиеся материалы и предполагаемые трудозатраты и выяснить необходимость привлечения дополнительных средств». И, что интересно, «в случае такой необходимости, обратиться за содействием в национальные программы, а также во Всемирный банк или иной международный источник». Кстати, Всемирный банк уже много лет финансирует подготовку к таким исследованиям в рамках программы MINIS – в теории банку было бы даже выгоднее вложиться в более качественную и солидную СЭО.
Наконец, в-четвертых, «на основе скоординированных планов спланировать конкурсы таким образом, чтобы они обеспечивали прозрачный выбор лучших исполнителей и взаимно дополняли друг друга содержательно и процедурно». Это важный пункт, ведь от выбора исполнителя зависит качество работы и, как следствие, ее легитимность. Известно, что влияние ГЭС Эгийн-гол по заказу правительства Монголии оценивала французская компания Tractebel, но качество той ОВОС (которую, кстати, в России целиком никогда не видели) оставляло желать лучшего. В рамках MINIS пока что не проводили тендер – там идет доработка ТЗ на РЭО по ГЭС Шурэн и водоотводу «Орхон – Гоби», предварительные варианты которых монголы привозили этой весной на общественные слушания в Бурятию и Иркутскую область. И, кстати, получили по этим документам преимущественно негативные оценки.
По мнению Гринпис, «вышеперечисленные шаги могут к ноябрю-декабрю 2017 обеспечить готовность сторон к скоординированному проведению первого этапа трансграничной СЭО в целях сохранения уникального объекта Всемирного наследия – озера Байкал – и анализа наличия базовой информации об исходной ситуации».
«Очень важно, что обращение о необходимости скорейшего проведения для озера Байкал трансграничной СЭО поддержали природоохранные активисты, собравшиеся на конференцию из разных уголков страны – от Петербурга до Камчатки. Не менее важна и официальная поддержка Гринпис России – организации, для которой охрана уникального озера Байкал всегда остается приоритетом всей ее экологической деятельности, – заявил в комментарии для #СпасиБайкал Александр Колотов. – Сейчас настал чрезвычайно важный момент для определения будущего Байкала. Если российские ведомства все-таки инициируют проведение СЭО, как это рекомендовано КВН ЮНЕСКО, то на выходе мы можем получить качественный и комплексный аналитический продукт, который может стать и базой для новой федеральной целевой программы по охране Байкала, и дорожной картой устойчивого развития сразу для двух байкальских регионов: Иркутской области и Бурятии. Если же момент будет упущен, то Россия рискует остаться без образа будущего для Байкала, без твердой байкальской стратегии, ограничив свою деятельность только локальными и отраслевыми инициативами, плохо увязанными друг с другом. Поэтому дорога ложка к обеду – сейчас любое обращение в поддержку проведения комплексной экологической оценки для Байкала просто на вес золота».