Новосибирский режиссер Сергей Афанасьев объяснил уход из театра: власти хотят что-то сделать, но результата нет

© Наталья Гредина. Сергей Афанасьев
Новосибирский режиссер Сергей Афанасьев объяснил уход из театра: власти хотят что-то сделать, но результата нет
13 Ноя 2019, 02:52

Художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра Сергей Афанасьев объяснил свое заявление об уходе. Городские и областные власти, много лет обещавшие новую сцену, не смогли довести дело до конца.

Бессменный худрук городского драматического театра Сергей Афанасьев написал заявление об отставке. Он объяснил решение проволочками с передачей нового помещения театру, который вынужден арендовать подвал в здании на Вокзальной магистрали у предпринимателя Александра Большакова. Договор истекает 31 декабря 2019 года.

Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева располагается в подвале здания на Вокзальной магистрали. По данным сайта госзакупок, театр Афанасьева арендует помещения у индивидуального предпринимателя Большакова примерно за 800 тыс. рублей в месяц.

Афанасьев провел пресс-конференцию. Тайга.инфо приводит часть его разговора с журналистами.

<…>

Я хочу ставить спектакли, и я всю жизнь не могу делать это нормально по причине отсутствия нормальных технических условий на сцене, в театре. Вы же понимаете, что сегодняшние технологии уже так далеко ушли, что одетый артист на голой сцене уже никого не интересует. Просто поставить стул и играть, но это надо быть величиной типа Евстигнеева или Калягина, или Смоктуновского. Но, к сожалению, таких фигур не так много, у меня в театре — тем более.

Поэтому я так или иначе вынужден прибегать к подкреплению актерского таланта какими-то дополнительными средствами, но денег на это нет. Нет ни нормального света, ни нормального звука. Сегодня, например, без проектора трудно представить театр, у меня в театре старый ламповый проектор, который гасится через две минуты. Сегодня можно зайти в любой театр и увидеть там чудеса техники, которые способствуют работе режиссера. У меня этого нет, я устал таскать одни и те же декорации из спектакля в спектакль, как-то их перекрашивая, подмыливая, завешивая тряпками. Ну, это же смешно. Начинается какая-то самодеятельность. Невыносимо. Я уже не говорю о таком понятии, как творческое развитие.

Этот театр честно в течение 30 лет работает по школе русского традиционного психологического театра. Это школа предполагает постоянное развитие и движение вперед, но это развитие не может касаться только внутренней жизни артиста или творческого мышления режиссера, оно предполагает еще и разнообразие выразительных средств. У нас постоянный зритель.

134372

Я очень часто слышу: «У вас прекрасные артисты, очень хороший замысел, но вы как-то поменяйте табуретки, потому что мы их видим уже в четвертом спектакле». Это не потому, что нам сложно сколотить табуретку, а потому, что ее просто негде хранить. Нет помещения. Весь театр сегодня, включая гардероб и вестибюль — 600 квадратных метров.

Конечно же, сегодня говорят: «Как же ваш арендодатель может? Это же такой театр». Я знаю этого арендодателя, он чихать хотел на наше творчество, заслуги и проблемы. Он весь сделан из валюты, его образ жизни — это делать деньги из ничего. И сегодня уповать на то, что этот человек войдет в наше положение, невозможно. Договор заканчивается 31 декабря. Если мы не выразим согласие отдать эти пресловутые 30 метров, он просто не продлит договор. Начнется коллапс, а виноват будем я, артисты.

Я не хочу сегодня вбивать клин между театром и мэрией, но, может быть, именно такой способ привлечения внимания к себе, что-нибудь изменит в театре. Я не обвиняю их в бездействие, они, наверное, что-то хотят сделать, но результата нет. Поэтому надо принимать решение. По закону учредитель [мэрия Новосибирска] должен создать условия в театре, но если он может их создать…

В 1996 году нам было передано здание кинотеатра «Победа» полуразрушенное, где не было отопление. Мы там играли и зимой, зрители сидели в одежде. Мы не смогли освоить это громадное помещение и ушли оттуда. В 2001 году было начато строительство здания здесь на Серебренниковской, 37. По каким-то непонятным причинам оно не было достроено и стоит разлагается, и никому до этого нет дела. Может, есть какие-то особые замыслы по поводу этого здания, которых я не знаю. Четыре года назад было передано здание «Пионера», и оно тоже стоит в разрушенном состоянии, разгромленное предыдущим арендатором, с которым мы два года судились. Поэтому пора заносить меня в книгу рекордов Гиннеса по количеству недостроенных зданий для нашего театра. Это уже даже несмешно.

В 2016 году мэрия решила предоставить театру муниципальное здание, которое арендовал кинотеатр «Пионер». Передача сопровождалась судебными процессами, писала Тайга.инфо. Однако работы по реконструкции пока не начались.

Я не знаю, что делать. 11 ноября зарегистрировано мое заявление [об уходе]. По закону две недели я еще должен отработать, после этого спокойно покину это место. К чему это приведет — я тоже не знаю. Я знаю, что сегодня вся театральная общественность взбудоражена. Идут отзывы, письма, звонки день и ночь. Речь только об одном: нельзя допустить, чтобы один из самых прославленных провинциальных театров с такой успешной биографией, с такой зрительской востребованностью, с такими событийными достижениями, нельзя, чтобы сегодня по чьему-то недосмотру просто взял и исчез с театральной карты России. Что делать, меня спрашивают. А я не знаю, что делать.

131267

Об этом надо разговаривать с руководством города, области. Мне кажется, что они должны встретиться и найти какое-то консолидированное решение, потому что это касается не только городских властей, но и областных, мне кажется, и они должны быть заинтересованы, чтобы на территории города оставался жить и работать этот театр. Но что-то же надо сделать.

Поэтому мой шаг направлен на то, чтобы привлечь внимание, быть услышанным. Это не каприз. Мы умеем работать в трудных условиях, но предел есть всему, в том числе и нашему терпению. Я уже не говорю о том, что здесь в зале сидит замечательный режиссер, мой коллега, вы можете поговорить с ним, что значит пространство для художественного мышления режиссера, что значит провокация пространства. Когда это пространство домик кума Тыквы, рано или поздно все возможности фантазийные исчерпаются.

Сегодня в театр влились молодые вчерашние студенты. Этот курс знаю по спектаклю «Горе от ума», который был представлен на двух всероссийских фестивалях в Ярославле и в Ростове, где снискал овации тысячных залов. Сегодня старшее поколение с огромным удовольствием общается с молодежью с целью передачи творческих традиций, особого языка и эстетики этого театра. Нельзя, чтобы это закончилось.

<…>

Подготовила Ирина Беляева





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года