Останется только коронавирус
Новосибирское правительство готовится ко второй волне заболеваемости осенью, после правки Конституции и выборов. Это один из мотивов июльских перестановок.
Июльские перестановки в правительстве Новосибирской области не вызвали особого интереса у СМИ. Мне же кажется, что они зафиксировали несколько важных тенденций: отчаянный кадровый голод, векторы отчетности региональных чиновников и появление фактического «вице-президента» Юрия Петухова, который уже не делит власть с Владимиром Знатковым и получил более широкие полномочия, в том числе сотрясаемую скандалами сферу здравоохранения. Комментарий обозревателя Тайги.инфо Евгения Мездрикова.
Вирус вместо выборов
Общий принцип структуры правительства понятен: из министерств в соответствии с нацпроектами и ключевыми задачами сформированы блоки, которые подчиняются отдельным вице-губернаторам. Явно под строительство ЛДС и платного четвертого моста через Обь введена должность заместителя по строительству, транспорту и дорожному хозяйству. Объявлен конкурс на ее замещение.
Организация выборов после «общероссийского голосования» по поправкам в Конституцию все так же возложена на Игоря Яковлева, но уже не только как на министра, но и вице-губернатора. Подчиняется он напрямую губернатору Андрею Травникову, который возглавляет список «Единой России» на выборах в заксобрание, тут все понятно. Возможно, предполагаются этим назначением и досрочные выборы в Госдуму. Часто статус в таком случае повышается, чтобы чиновника лучше воспринимали в московских кабинетах и на переговорах.
Ну и самое крупное изменение: первый вице-губернатор Юрий Петухов из-за этого перестал формально отвечать за внутреннюю политику, зато получил в прямое подчинение крупный и самый проблемный блок — минздрав, а заодно и минюстиции с очень ресурсоемким минцифровизации. Остается у него и администрация губернатора и правительства. Кроме того, курирует несколько заместителей Травникова.
Министр здравоохранения Константин Хальзов явно не был готов к тому, что одной из первых крупных проверок для него станет пандемия коронавируса. К хаосу с госпитализацией и лечением добавились скандалы с ведением статистики заболеваемости и смертей. Перед организацией «голосования» было сделано все, чтобы создать у людей ощущение стабилизации. Цифры по заболевшим, как заколдованные, колебались вокруг 100 человек в сутки. Параллельно снимались ограничения, зато койки продолжали пополняться. Выяснилось, что около половины средств индивидуальной защиты для новосибирских больниц поставлены одной группой компаний.
Накануне региональных выборов никто, конечно, не вернет ограничений. Но, по моей информации, власти ожидают второй волны заболеваемости осенью и думают, как готовить дополнительные койки. Уже сейчас, сказала в интервью Тайге.инфо крупнейший эксперт по региональной политике в России, профессор МГУ Наталья Зубаревич, количество смертей от COVID-19 входит в KPI для губернаторов. А после правки Конституции и выборов в горсовет и заксобрание ситуация с вирусом станет еще более важным показателем для их оценки (наряду с нацпроектами).
Задача подготовиться к этому возложена на Юрия Петухова. По объему своих задач он теперь явно перевешивает первого замглавы правительства Владимира Знаткова, которому к тому же дадут вице-губернатора по транспорту и строительству, который дублирует его полномочия. Можно сказать, что правящий триумвират превратился в дуумвират, ну, или введен пост вице-президента.
В Новосибирской области долгое время сохранялась схема, где рядом с главой — только правая рука. У Виктора Толоконского были Виктор Косоуров, затем по очереди Алексей Беспаликов и Василий Юрченко (и совсем недолго вместе были первыми замами). У самого Юрченко первым был Алексей Хомлянский, но потом пару ему составил Леонид Горнин.
Окончательно закрепил схему с двумя первыми Владимир Городецкий. Но только Владимир Знатков отвечал за экономику и хозяйство в правительстве, а Юрий Петухов — за общественно-политический блок со стороны администрации губернатора, поэтому и должности их назывались по-разному. Но смысл был понятен.
Придя к власти, Андрей Травников не стал ничего менять, оперевшись на приближенных Городецкого. Фактически два первых зама есть у него и сейчас, но функционал у них несопоставим, как, видимо, и степень доверия.
Что касается избирательной кампании, то после стольких лет Петухов все равно сохранит неформальное влияние на процесс. Кроме того, здравоохранение — это сейчас одна из самых влияющих на общественное мнение отраслей. Да еще и значимая часть электората. Так что это тоже — про выборы. Как говорил мне однажды один из соратников Толоконского Евгений Покровский, их команда во главе с губернатором всегда точно знала, что без врачей и учителей ни одни выборы не выиграешь, поэтому с ними надо много работать и встречаться. (Кстати, почитайте архивное интервью Покровского, там много интересного).
«Новые» люди
Кадровая обойма новосибирского правительства поражает воображение. Назначены формально три новых чиновника: один вице-губернатор и два министра — культуры и экономического развития. Минэконом жил без министра больше года, минкульт — почти 10 месяцев. Причем в последний нового главу начали искать еще задолго до того, как сняли старого — Игоря Решетникова.
И что мы видим? Главным по экономике стал Лев Решетников — он несколько лет работал в министерстве и, собственно, был и.о. все это время.
Вице-губернатором, отвечающим за культуру, инновации и форум «Технопром» (он, оказывается, все еще существует), назначена Ирина Мануйлова. Ее карьера интересна. С должности директора лицея-интерната в Бердске она «взлетела» в Государственную думу от «Единой России» в том самом 2011 году, но переизбраться не смогла. Потом ее долго пристраивали: сначала в федеральный Минобрнауки, затем вице-губернатором в Приморье, но ненадолго. Полтора года Мануйлова провела на месте замминистра образования уже Новосибирской области. И вот теперь стала вице-губернатором по культуре и инновациям. Было бы смешно, если бы ее поставили начальником бывшего босса в образовании.
Ну, и последнее. Наталья Ярославцева — снова министр культуры. В профессиональной среде многие восприняли ее возвращение с нескрываемой радостью — после стольких лет конфликтов и ощущения безнадеги в отрасли надеются на адекватного руководителя. Но тут тоже надо осознавать: это решение от безысходности. Нового министра искали года два. И где уже только не искали. И вот выбрали опять Наталью Ярославцеву. Главными критериями, как я понимаю, были как раз ее позитивный имидж, отсутствие конфликтов и знание среды.
Важно понимать две вещи: как они сработаются и поделят власть с Мануйловой, что позволят Ярославцевой? Она подчиняется Мануйловой, Мануйлова — Петухову, Петухов — Травникову. И на каком уровне в реальности будут определять культурную политику, сколько там будет денег и насколько амбициозные проекты разрешат организовать, мне сейчас сказать сложно.
А теперь воспользуюсь жанром комментария, чтобы воспроизвести мнения экспертов о назначении Наталья Ярославцевой. Мы обсуждали его в одном из эфиров «Огонька Тайги» о культуре времен пандемии.
Кирилл Логинов, бывший журналист Тайги.инфо, писал на культурные темы:
«Судя по той реакции на возвращение Ярославцевой, которую я видел в соцсетях, довольны, кажется, остались все. И сотрудники учреждений культуры, и посетители учреждений культуры, и все те люди, которые помнили, как Наталья Васильевна была министром при [губернаторе Викторе] Толоконском и следующем губернаторе [Василии Юрченко], который, к сожалению, ее уволил.
Я предлагаю вспомнить, что когда Наталья Васильевна пришла [в 2008 году] на эту должность, звучали и скептические замечания по ее поводу. До этого она руководила гимназией №10, и многие стали говорить, что вот, дескать, губернатор назначил директора школы на должность тогда еще руководителя департамента культуры управлять культурными учреждениями. Что она вообще может понимать?
Как потом оказалось, Наталья Васильевна управлялась с подотчетной ее отраслью достойно. Потому, возможно, что идеальным кандидатом на должность министра культуры является не какой-то творческий человек, пишущий исторические тома и считающий необходимым комментировать фильмы Андрея Звягинцева, а человек, который разбирается в административных вещах, в управлении, при этом сохраняющий чуткость к художникам, к творцам, к той самой отрасли, о которой он заботится.
Многие журналисты вспоминали, как Наталья Васильевна в какой-то степени покровительствовала даже молодым художникам, которые считаются сейчас современными художниками, с каким интересом и уважением она относилась к немейнстримным культурным направлениям. И вся эта история с выставкой «Родина», которая закончилась ее увольнением, она говорит нам о том, что у нас был классный министр культуры. Она говорила, что эта выставка имеет право на существование и не видела объективных причин для прекращения ее демонстрации».
Андрей Шаповалов, директор Новосибирского краеведческого музея:
«Я один из тех, кто рад, я с ней работал, я с ней пережил и „Родину“ тоже, и это были неприятные вещи. Наталья Васильевна и тогда была на своем месте, поскольку она очень сильный управленец. Сейчас она тем более на месте. Я тоже думал: а кто может в такой ситуации возглавлять культуру. Я не думал, что такое вообще возможно. Думаю, что у Натальи Васильевны все получится».