Оштрафованная за поддержку Фургала жительница Новосибирска: «Люди видят во мне лидера: как я могу их подвести?»
В 2020 году суд оштрафовал на 340 тыс. рублей жительницу Новосибирска Яну Дробноход за акции протеста против ареста экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Одиночные пикеты в знак солидарности с жителями региона продолжаются больше 130 дней. Тайга.инфо поговорила с Дробноход о влиянии протеста и преследования на ее жизнь.
Каждую субботу в центр Новосибирска выходят люди с плакатами и лозунгами в поддержку арестованного экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала и протестующих жителей региона. Одиночные пикеты горожан продолжаются больше четырех месяцев.
Сергея Фургала задержали 9 июля 2020 года в рамках уголовного дела об организации заказных убийств предпринимателей в 2004 и 2005 годах. Главу Хабаровского края увезли в Москву и поместили под арест в СИЗО «Лефортово». Преследование Фургала связывают с поражением на выборах 2018 года действовавшего на тот момент губернатора, единоросса Вячеслава Шпорта.
После ареста Фургала 11 июля на улицы Хабаровска вышли более 10 тыс. человек. Акции протеста непрерывно продолжались более 100 дней и проходят по сей день. Хабаровчан поддержали жители нескольких регионов Сибири, в том числе Новосибирской области.
Первая акция солидарности с хабаровчанами в Новосибирске прошла 18 июля, спустя девять дней после задержания Фургала. Она закончилась шествием от площади Ленина до здания областного правительства. Позже суд оштрафовал нескольких участников акции за участие в несогласованном публичном мероприятии, одного из протестующих признали невиновным.
За последние четыре месяца негласным лидером акций солидарности с жителями Хабаровского края в Новосибирске стала Яна Дробноход, приехавшая в город с Дальнего Востока в 2019 году. Полиция составляла на нее протоколы за участие в несогласованном публичном мероприятии, его организацию, мелкое хулиганство после высказываний о президенте Путине и нарушение масочного режима.
Общая сумма штрафов Дробноход достигла 343 тыс. рублей. Последние два штрафа — по 150 тыс. рублей каждый — ей назначили 27 ноября за повторное нарушение порядка организации массового мероприятия (ч. 8 ст. 20.2 КоАП).
Последний раз новосибирский суд рассматривал административные дела по ч. 8 ст. 20.2 КоАП в 2018 году, после акции протеста против пенсионной реформы в единый день голосования 9 сентября. Тогда участники митинга и массового шествия, в том числе координатор местного штаба Навального Сергей Бойко, получили от 10 до 30 суток ареста.
Яна Дробноход рассказала Тайге.инфо о штрафе на 150 тыс. рублей за пост в инстаграме, увольнении с работы и конфликте с мужем на фоне акций протеста и выводах после административного преследования.
Тайга.инфо: На прошлой неделе вам назначили 300 тысяч рублей штрафа. Сумма серьезная. Как проходили суды?
— Это были по счету пятый и шестой суды — за повторное нарушение ч. 2 ст. 20.2 КоАП. Причем сразу в один день, через двадцать минут. Такую сумму назначили, потому что это рецидивная статья [ч. 8 ст. 20.2 КоАП]. Если бы не мои двое несовершеннолетних детей, я бы сейчас с вами не разговаривала.
Тайга.инфо: Мог быть арест?
— Конечно. Это арестная статья.
В четверг [26 ноября] меня вызвали на ознакомление с протоколом [о правонарушении]. Я пришла с адвокатом-международником Рафаэлем Усмановым, он сам захотел помочь. Мы просидели в полиции с двенадцати дня до шести вечера: они хотели в тот же день, после ознакомления, привести меня на суд, но он к тому времени закрылся. Тогда меня решили доставить в ИВС [изолятор временного содержания на улице Писарева], зная, что у меня двое детей.
Всю ночь я провела в ИВС, объявила там голодовку. Пришел начальник Алексей Дитте: он сам был в шоке, что я нахожусь в ИВС. Я написала заявление в прокуратуру на полицейских [инспектора] Вадима Довгаля и замначальника [отдела полиции "Центральный"] Перегудова.
Утром меня привезли в [Центральный районный] суд. Узнав, какой у меня адвокат, нам запретили видеосъемку и видеоконференцсвязь через скайп — адвоката отклонили, его побоялись. Судья [Сергей] Малахов просто зачитал материалы дела, сфабрикованные на основе полицейского рапорта. Я попросила вызвать в суд свидетелей, но Малахов отказал.
Было судилище в одну сторону, с целью наказать меня: суд прошел за 15 минут. 150 тысяч рублей штрафа за пост в инстаграме: «31 октября. Новосибирск за Хабаровск. Площадь Ленина в 12 часов дня». Там даже не было написано «приходите».
Через несколько минут начинается второй суд. Судьей уже была [Елена] Александрова. Подаю ходатайства, отводы — бесполезно. Такое ощущение, что нас не слышали. Она, как под копирку, зачитала то же, что и судья Малахов.
Я считаю, что это показательная порка. Сто процентов. Я им за четыре месяца уже, как кость в горле. Сейчас у меня общая сумма штрафов — 343 тысячи рублей. Мы подали апелляцию, ждем решения.
Тайга.инфо: Если областной суд оставит решения в силе, вы пойдете в Европейский суд по правам человека?
— Обязательно. В Верховный Суд и в Европейский.
Тайга.инфо: Вы больше четырех месяцев выходите в центр города по субботам. Как вообще новосибирцы реагируют на пикеты?
— Летом было очень много людей, они приходили сами. Многие из тех, кто приходят, знают Сергея Фургала. Кто не знает — мы стараемся рассказывать. После августа к нам на площади стали присоединяться обманутые дольщики. Вот сейчас — те, кто против дистанционного обучения.
Люди приходят со своей проблемой, не только за Сергея Фургала. Сейчас, конечно, холодно, приходят меньше, но многие знают, что в двенадцать часов на площади Ленина можно «покормить голубей».
Тайга.инфо: Правильно понимаю, что до июля этого года вы ни разу не участвовали в протестных акциях?
— [Раньше] я шла, видела людей с пикетом, мне было их жалко: дай бог, что их услышат. Я была аполитична, но мне не нравилась и не нравится тоталитарная политика Путина, которую он ведет под видом демократии. А вышла, потому что задели за живое — забрали моего губернатора и держат в СИЗО «Лефортово». Самый настоящий фашизм.
Это дело политическое: кто идет против этой власти и режима, тех закрывают. Что Платошкин, что «Совхоз имени Ленина» Павла Грудинина. На неугодных фабрикуют дела.
Тайга.инфо: Вы приезжали в Хабаровск во время протестов, недавно были в Москве у СИЗО «Лефортово», где содержат Сергея Фургала. Почему вам это важно?
— Я хабаровчанка, а хабаровчане своих не бросают. Может быть, мы этим от вас, сибиряков, отличаемся.
Когда я вышла первый раз, мной двигало чувство несправедливости. Именно губернатор Сергей Фургал стал нам всем близок за почти два года, которые он был в Хабаровском крае. И люди поверили в него, он стал как родной.
Он организовал бесплатное горячее питание детям, за год сироты получили больше квартир, чем за прошлые пятнадцать лет. Он повернулся к народу лицом, реально начал поднимать край с колен — это было видно его по действиям. Честный и открытый, без охраны, народный. [После ареста] про него уже начали песни слагать.
Я переехала в Новосибирск в июне 2019 года. В 2018 году я жила еще в Хабаровске, помню, как голосовала за него. Его незаконно доставили в Москву, удерживают в «Лефортово». До сих пор нет доказательств того, что он причастен к якобы каким-то убийствам [предпринимателей в 2004 и 2005 годах].
Тайга.инфо: А как вы относитесь к предшественнику Фургала, экс-губернатору Вячеславу Шпорту?
— Он единоросс, и этим все сказано. Как он встречался с народом: раз в год выходил на площадь, поздравлял с Новым годом — ничего хорошего.
Тайга.инфо: В Новосибирске вы выходили на акцию памяти нижегородской журналистки Ирины Славиной и проводили пикет ко дню рождения Путина. Какие события, кроме протестов в Хабаровске, вам важны?
— Самосожжение Славиной и Путин имеют непосредственное отношение к задержанию моего губернатора, поверьте. Я не боюсь говорить: «Путин-вор, украл Фургала». Это все взаимосвязано. В день рождения Путина я вышла и поздравила его.
Я не могу молчать, понимаете. Ирину Славину мне жалко, я очень переживала в этот момент. Как так можно было довести женщину, сделать ее бессильной? Давили на нее со всех сторон. Вот то же самое происходит сейчас со мной, но я на такой шаг не пойду, потому что люди видят во мне лидера: как я могу их подвести?
Если будут еще какие-то проблемы, кроме Сергея Ивановича Фургала, буду выходить. Если на меня еще что-то сфабрикуют или напишут, то там уже будет «дадинская» статья 212.1 УК РФ [о неоднократном нарушении порядка организации публичного мероприятия]. Будем бороться, выходить, а как по-другому?
Тайга.инфо: Как семья относится к вашей поддержке Фургала?
— У меня трое детей. Старшему восемнадцать лет, он уже работает, недавно снял жилье и переехал. Сейчас я живу с бывшим мужем и двумя [несовершеннолетними] детьми.
С мужем мы развелись в этом августе. Он не поддержал меня в том, что я выхожу каждую субботу. Думал, что я похожу-похожу и брошу. Он посмотрел на это и начал войну против меня: звонил в органы опеки, ко мне приходили из ПДН. Сейчас на меня давят со всех сторон, хотя, казалось бы, муж.
Он обратился в суд, чтобы наш общий ребенок проживал вместе с ним, чтобы потом продать комнату и переехать в Калининград к сестре. Я хотела с ним по-мирному — всегда можно сесть и договориться, я человек неконфликтный — а он пошел войной.
Под шумок, когда на меня фабрикуют дела, он решил, что заберет ребенка и уедет. Наверно, до конца года он планирует сделать это: ограничить меня в родительских правах.
Тайга.инфо: Я слышал, что летом вы увольнялись с работы, потому что работодатель был против того, что вы выходите на площадь по субботам. Это правда?
— Это было в конце августа. Я устроилась на пятидневку в клининговую компанию. Когда начался сезон мытья окон, нам сказали, что будет шестидневка. Хорошо, я была готова выходить по воскресеньям, но коллектив проголосовал за то, чтобы в этот день отдыхать. Меня поставили перед фактом: «Не сможешь выходить в субботу — пиши заявление».
Тайга.инфо: Сколько еще дней, месяцев вы планируете выходить на площадь Ленина?
— Пока Сергею Ивановичу Фургалу не изменят меру пресечения на хотя бы домашний арест. Мы готовы выходить каждую субботу. Слава богу, есть хорошие люди, последняя поездка в Москву была продуктивной.
Конечно, подставляться так — слишком громко кричать лозунги — я не буду, буду спокойней. Но не выйти я не смогу. Если я не выйду — протесты всё, прекратятся.
Егор Фёдоров