Аномальная жара и бездомные на морозе. Сибирь в 2020 году глазами иностранных СМИ
Загадочная смерть бизнесмена, самогонный туризм на Байкале, последние годы вечной мерзлоты. Тайга.инфо выбрала семь главных историй из Сибири, о которых писали иностранные журналисты в 2020 году.
Пик внимания иностранных изданий к Сибири в 2020 году пришелся на конец лета и начало осени. 20 августа стало известно об отравлении оппозиционера Алексея Навального в Томске с последующей госпитализацией в Омске.
Через два дня политика доставили специальным рейсом в берлинскую клинику «Шарите». Евросоюз и канцлер Германии Ангела Меркель призвали властей России найти виновных в отравлении Навального и привлечь их к ответственности.
В декабре расследовател совместно с немецкой газетой Der Spiegel и американским телеканалом CNN опубликовали материал о предполагаемых отравителях Навального, которые, скорее всего, связаны с ФСБ.
Журналисты узнали, как силовики могли избавиться от следов отравляющего вещества группы «Новичок» в Омске и Горно-Алтайске при участии специалистов института Сибирского отделения РАН, которые ранее несколько лет сотрудничали со спецслужбой.
Помимо отравления Навального, иностранные журналисты интересовались и другими событиями в регионах Сибири. Тайга.инфо собрала семь наиболее интересных историй 2020 года, которые вы могли пропустить.
Аномальная жара на севере Сибири (The New York Times)
Летом американская газета обратила внимание на рекордные температуры в заполярных городах и деревнях Сибири. Из-за жары увеличилось число лесных пожаров, а тающая вечная мерзлота начала разрушать постройки. Спасаясь от солнца, жители Якутии занавешивали окна домов фольгой и одеялами.
Журналисты The Washington Post, пообщавшись с метеорологами, пришли к выводу, что жара в Сибири — это аномалия не только для России, но и для всего мира. Например, лед в Карском море начал таять на месяц раньше обычного.
«Рекордные температуры были зафиксированы на всей территории Канады, а также в Арктике, в Средиземноморье. Несмотря на надвигающуюся зиму, на острове Южный в Новой Зеландии майская температура доходила до 26 градусов Цельсия, что на 10 градусов выше средней дневной температуры», — добавила журналистка The Times Маделин Спенс.
Климатолог Надежда Чебакова предполагает, что к 2080 году площадь вечной мерзлоты в азиатской части России сократится больше чем на половину. Самые холодные и неблагоприятные места на Земле быстро становятся приятными для жизни, цитирует ее исследование ProPublica.
Кстати. Научный обозреватель Тайги.инфо Илья Кабанов собрал главные новости прошлого года о глобальном потеплении. Пересыхающие сибирские болота могут привести к повышенной пожароопасности.
Смерть томского кардиолога от коронавируса (The New Yorker)
В ноябре томский кардиолог Валерий Шиканков умер в коронавирусном госпитале после многодневного ожидания скорой помощи и проблем с подачей кислорода в больнице.
Как отмечает московский корреспондент журнала Джошуа Яффа, Шиканков был уважаемым и известным местным специалистом, которого ценили за скромность и профессионализм.
«Я сразу заметил, насколько он был дотошен. Для него не существовало пустяковой работы: каждый случай важен и требует внимания и заботы», — вспоминал коллега умершего врача Евгений Вышлов.
Одна из организаторов «Общества православных врачей», в котором состоял Шиканков, Ирина Самойленко сказала, что Валерий «умел слушать и сострадать». Коллеги кардиолога же не уверены, что ему бы понравилось внимание к его смерти: он никогда бы не одобрил жесткую критику властей, связанную с его уходом.
Борьба с коронавирусом в бурятском улусе (The Washington Post)
Каждый восьмой житель бурятского поселения Шулуты заразился коронавирусом после проведения шаманского ритуала. Чтобы остановить распространение инфекции, муниципальные власти выкопали две траншеи вокруг улуса. Расположенной недалеко от Тункинского национального парка деревне пришлось сдерживать наплыв туристов: некоторые пробирались через двойной ров на внедорожниках. Но ничего — позже появился третий ров.
«Некоторые не хотели ложиться в больницу, потому что не верили, что у них может быть коронавирус, даже когда им диагностировали пневмонию. Они абсолютно не верили в вирус, поэтому тут были проблемы», — говорила глава пресс-службы администрации Тункинского района Дора Хамаганова.
Кстати. Интернет-журнал «Люди Байкала» выпустил подробный репортаж из «самого зараженного места на планете».
Застреленный бизнесмен Дмитрий Босов и его активы (Forbes)
Основателя группы «Сибантрацит» 52-летнего Дмитрия Босова нашли застреленным 6 мая 2020 года. Рядом с телом бизнесмена лежал пистолет Glock 19.
Редакция американского Forbes поставила версию с самоубийством под сомнение. Перед смертью Босов должен был дать показания против своего бывшего партнера Анатолия Быкова, которого арестовали по подозрению в организации запасных убийств. Активы «угольного короля», как и долги на $1 млрд и проблемы с экологией, достались его жене Катерине.
«Когда в компании начали урезать расходы, Катерина купила за $41 млн особняк площадью с восемью спальнями и двенадцатью ванными в Беверли-Хиллз (США, Калифорния) при рыночной стоимости в $30 млн. Обоснование покупки особняка: быть ближе к своим инвестициям в легализованном в Калифорнии бизнесе по производству и продаже марихуаны», — предположил Forbes.
Кстати. Российская редакция журнала рассказывала, как Дмитрий Босов вложился в компанию по производству и продаже марихуаны в США и получил иск на $1 млн с обвинением в нарушении трудовых прав и сговоре.
ВИЧ-диссиденты из Новосибирска (Los Angeles Times)
Калифорнийская газета рассказала историю жительницы Новосибирска Светланы Суминой, которая восемь лет отрицала существование ВИЧ, пока не забеременела. Тогда женщина начала принимать антиретровирусную терапию.
Ее муж не поменял свое отношение к ВИЧ, через некоторое время он серьезно заболел: Александр Сумин умер от СПИДа в 37 лет. «Я смотрю на фотографию и думаю: „Мы были такими глупыми“, — говорит Светлана. — Этого не должно было быть».
Кстати. Недавно Светлана Сумина стала героиней подкаста Тайги.инфо «Одни плюсы», в котором рассказала Рите Логиновой, как пережила потерю близкого человека и решила стать равным консультантом.
Выживание омских бездомных в морозы (Reuters)
Фотожурналист Алексей Мальгавко несколько месяцев наблюдал за тем, как омские бездомные — «Леха Борода», «Коробок» и «Художник» — переживают зиму. Они ночуют на трубах теплотрассы, сдают за небольшие деньги мусор на переработку и спасают друг друга от неприятностей.
«Я планирую вернуться домой, к матери, — говорит 44-летняя Люся Степанова, которая понимает, что проведенные двадцать семь лет на улице уже не вернуть. — Мои детские мечты были прекрасны, но теперь поздно. Поезд ушел».
Историю про омских бездомных перепечатали американские издания The Atlantic и New York Post.
Отдых на Байкале (The Financial Times)
Зимой британская газета написала о байкальской долине Мамай, которая привлекает любителей фрирайда из Европы. На месте отдыха нет расчищенных лыжных трасс и прокат инвентаря.
В Мамае работают около десяти горных проводников, а местные жители предлагают гостям свои снегоходы в качестве транспорта, но другая инфраструктура либо очень примитивна, либо попросту отсутствует.
А журналистка немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung Андреа Динер боится горных лыж, поэтому она написала репортаж об отдыхе на северном берегу Байкала и «романтике, никак не связанной со спортом».
«Хозяйка Галина варила нам омуля. К рыбе она наливала нам из чайника самогон. Мы были чисты, нам было тепло и сытно, и мы стопку за стопкой выпивали самогон разных видов — за дружбу между Россией и Германией», — вспоминала корреспондентка.
Подготовил Егор Фёдоров